НИКОЛАЙ КЛЮЕВ (1884-1937)


Клюев Н. А. Стихотворения и поэмы / Сост., предисл. и примеч. Ст. Куняева. – М.: Мол. гвардия, 1991. – (XX век: поэт и время).


Клюев Николай Алексеевич, родился в деревне Коштуги Вытегорского уезда Олонецкой губернии (ныне территория Вологодской области). Мать Клюева – Прасковья Дмитриевна, была талантливой сказительницей и плачеёй. Учился в Петрозаводской фельдшерской школе, жил на Соловках – на «выучке» у соловецких старцев. Печататься начал с 1904 г. В 1906 за участие в революционных волнениях заключен в вытегорскую, а позже в петрозаводскую тюрьму. В 1911-1912 гг. выпустил первые книги: «Сосен перезвон» и «Братские песни». В 1915 познакомился с Есениным, их дружба-вражда продолжалась до есенинской смерти. Первые годы после 1917 активно печатается. С 1923 жил в Ленинграде, часто навещая Олонецкую губернию. Вскоре началась активная травля Клюева: в 1928 выходит его последняя прижизненная книга «Изба и поле», а за оставшиеся 10 лет ему удалось опубликовать только 4 стихотворения в газете «Страна Советская» (1932), хотя создал он в это время очень много. В феврале 1934 г. арестован ОГПУ (статья 58-10: контрреволюционная пропаганда) и сослан на 5 лет в пос. Колпашево Томской области. Осенью того же года после ходатайства артистки Н. А. Обуховой, поэта С. А. Клычкова и, возможно, М. Горького, переведен на поселение в Томск. В октябре 1937 снова арестован и расстрелян. Место захоронения неизвестно.

Из допроса Клюева 1937 г.: «Осуществляемое при диктатуре пролетариата строительство социализма в СССР окончательно разрушило мою мечту о Древней Руси. Отсюда мое враждебное отношение к политике компартии и Советской власти, направленной к социалистическому переустройству страны. Практические мероприятия, осуществляющие эту политику, я рассматриваю, как насилие государства над народом, истекающим кровью и огненной болью». «Я считаю, что политика индустриализации разрушает основу и красоту русской народной жизни, причем это разрушение сопровождается страданиями и гибелью миллионов русских людей». «Окончательно рушит основы и красоту той русской народной жизни, певцом которой я и был, проводимая коммунистической партией коллективизация. Я воспринимаю коллективизацию с мистическим ужасом, как бесовское наваждение».


«Не хочу коммуны без лежанки…» (1918)
«Мы – ржаные, толоконные…» (1918)


***
Не хочу коммуны без лежанки,
Без хрустальной песенки углей!
В стихотворной тягостной вязанке
Думный хворост, буреломник дней.

Не свалить и в Красную Газету
Слов щепу, опилки запятых,
Ненавистен мудрому поэту
Подворотный, тявкающий стих.

Лучше пунш, чиновничья гитара,
Под луной уездная тоска.
Самоцвет и пестрядь Светлояра
Взбороздила шрифтная река.

Не поет малиновкой лучина,
И Садко не гуслит в ендове.
Не в тюрбанах гости из Берлина
Приплывут по пляске и молве.

Их дары – магнит и град колбасный,
В бутербродной банке Парсифаль,
Им навстречу, в ферязи атласной,
Выйдет Лебедь – русская печаль.

И атлас с варяжскою кольчугой
Обручится вновь, сольет уста…
За безмерною зырянской вьюгой
Купина горящего куста.

То моя заветная лежанка,
Караванный аравийский шлях, -
Неспроста нубийка и славянка
Ворожат в олонецких стихах.

1918


***
Владимиру Кириллову

Мы – ржаные, толоконные,
Пестрядинные, запечные,
Вы – чугунные, бетонные,
Электрические, млечные.

Мы – огонь, вода и пажити,
Озимь, солнца пеклеванные,
Вы же таин не расскажете
Про сады благоуханные.

Ваши песни – стоны молота,
В них созвучья – шлак и олово;
Жизни дерево надколото,
Не плоды на нем, а головы.

У подножья кости бранные,
Черепа с кромешным хохотом;
Где же крылья ураганные,
Поединок с мечным грохотом?

На святыни пролетарские
Гнезда вить слетелись филины;
Орды книжные, татарские,
Шестернею не осилены.

Кнут и кивер аракчеевский,
Как в былом, на троне буквенном
Сон кольцовский, терем меевский
Утонули в море клюквенном.

Ваша кровь водой разбавлена
Из источника бумажного,
И змея не обезглавлена
Песней витязя отважного.

Мы – ржаные, толоконные,
Знаем Слово алатырное,
Чтобы крылья громобойные
Вас умчали во всемирное.

Там изба свирельным шоломом
Множит отзвуки павлинные…
Не глухим, бездушным оловом
Мир связать в снопы овинные.

Воск с медынью яблоновою –
Адамант в словостроении,
И цвести над Русью новою
Будут гречневые гении.

1918

Полемика с пролетарским поэтом Владимиром Кирилловым, членом «Пролеткульта», автором печально знаменитого стихотворения «Мы», ставшего своего рода стихотворной декларацией уничтожения мировой культуры («Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы…»)