A-PESNI песенник анархиста-подпольщика







Ирина Дружинина

ТАИНСТВЕННАЯ НЕВА
История края в мифах и преданиях

Нева. 2001. №6.


Александр Блок назвал красавицу Неву «таинственной». Ведь она видела самую седую древность, упоминание о ней можно встретить на страницах древнейших летописей. Но как заглянуть на самое дно истории? Наверное, стоит обратиться к мифам и преданиям – главным хранителям памяти о временах давно минувших.

Как известно, невские берега издавна населяли угро-финские и славянские племена. Поэтому карело-финский эпос «Калевала» наверняка может пролить свет на историю нашего края. Еще известный философ и историк Владимир Соловьев полагал, что родоначальником всякой магии были не халдеи, как считали многие, а угро-финны. Древнейшие священные памятники заклинательного искусства начертаны на языке, который имеет сходство с финским. Строки поэта Николая Клюева, хорошо знавшего предания Карелии, называвшего себя «Калевалы волхвующими внуком», подтверждают эту мысль:

... Сапфир самоедского князя
на халдейском тюрбане горит.

Перечитывая «Калевалу, мы, конечно, найдем в ней упоминание о Неве и некоторых тайнах невских берегов. В одной из рун герои выходят к широкой реке:

Лодку на воду опускают,
Смастерили, опустили,
По Неве-реке поплыли,
По Неве вокруг мысочка.

Ильматар, краса девица,
Дочка первая творенья,
Появилась им навстречу...

Я древнейшая из женщин,
Первая из дев воздушных,
Мать древнейшая на свете.

Как известно из истории, карелы и финны были ближайшими соседями Древней Руси. Ильматар и герой эпоса Вяйнямейнен олицетворяют, видимо, древние родственные народы русов и карел, поскольку Вяйнямейнена называют в мифе сыном Ильматар.

А что мы знаем о самих русах? В жизнеописании двух византийских святых Стефана Сурожского и Георгия Амастридского (VIII — IХ века) русы получили такую характеристику: «Народ, который "все знают"». А «Песнь о Нибелунгах», произведение, созданное на рубеже XIII века, имеющее в своей основе исторические предания, описывает и события V века, когда на свадьбу Аттилы съезжаются гости из разных концов земли. Первыми в списке гостей названы русы.

Еще летописцы и ученые прошлого видели глубинную связь между финнами, славянами, венедами, как называли в древности славян, русами и варягами. Древний историк Нестор в «Повести временных лет» (ПВЛ) поддерживал версию о северном происхождении первоначальной Руси. Так, и в ПВЛ определенно говорится: «И от тех варягов прозвалась Русская земля» (862 г.). Об Олеге летописец сообщает: «И были у него варяги и славяне, и прочие, прозвавшиеся Русью» (882 г.). В другом месте ПВЛ отмечается: «А словенскии язык и русский одно есть от варяг бо прозвашаяся русью, а первое беша словене». (ПВЛ. В кн.: «Повести Древней Руси». Л., 1983, с. 35).

Интересно высказывание историка Татищева, что «финны русами, или чермными (то есть рыжими), называться могут» (В.Н. Татищев. «История российская с древнейших времен» в 7 т., т. 1, с. 291). Татищев вслед за Нестором считал, что варяги-русы — особый народ среди варяжских народов (В. Н. Татищев. «История российская с древнейших времен» в 7 томах, т. 5, с. 32—33). «Варяги бо суть званий яко свиа, урмани, ингляне и гути. А сии особно варяги руссы зовутся». Эти же взаимосвязи можно проследить и в работах М. В. Ломоносова (М. Ломоносов. «Для пользы общества...». М., Советская Россия, 1990, с. 201), хотя он и не являлся сторонником значительного участия норманнов в строительстве первоначальной Руси, отводя в этом вопросе главную роль славянам, тем не менее он писал: «Славяне и венды вообще суть древние сарматы» (финны). Зная все эти сведения, становится понятным, почему Финский залив в былые времена называли Вендским заливом, Ладожское озеро — Венеевым озером или Русским морем, даже Балтийское море порой именовали Русским морем.

Сведения о первоначальной Руси можно встретить в разных источниках.

В арабских источниках Х века есть рассказ арабского автора ал-Пстахри, который положил в основу труд своего учителя ал-Балхи о трех племенах русов. Одно племя имело столицу Куябу, близкую к Булгару, но больше. Другое называлось славия. Тут, вероятно, шла речь о приильменских славянах. Еще племя называлось артания, а царь его жил в Арте (Арсе). Арта — это, конечно, видоизмененное название гарда, как называли в летописи восточных славян. Название рус появилось лишь в IX веке. Авторы трудов сообщали, что люди отправляются торговать в Куябу, что же касается Арты, то мы не припомним, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, вступившего на их землю. Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их».

Современных исследователь В.И. Паранин в книге «Историческая география летописной Руси» связывает с Артой Начальную Русь и отождествляет ее с не менее таинственным островом Рус, известным также из арабских источников от авторов — Ибн-Русте (после 903 г.) и Гардизи (1050—1053), которые использовали в своих трудах анонимное произведение IX века: «Был этот таинственный остров окружен озером, лесист и болотист. Его можно было пройти вдоль и поперек за три дня. На нем проживали 100 тысяч человек, которые не пашут землю, а ходят походами».

На первый взгляд эти рассказы кажутся фантастическими, а между тем остров со всеми приведенными данными существовал не так уж давно на севере Восточной Европы. Это территория Карельского перешейка, когда существовало западное русло реки Вуоксы, соединяющей Финский залив с Ладожским озером, пересохло в XVII веке. Тогда Вуокса с одной стороны, а Нева с другой образовали остров.

Вероятно, был главный или один из главных центров наших предков. К этому выводу подводят корень слов «гарда» и «арта», имеющих значение «главный». Вспомним для примера слова с тем же корнем: кардинал, хорда... Если искать первоначальный исток слова «гарда», то можно предположить, что оно могло быть производным от названия бога солнца Хороса. Называли же славян хорутане!

Истоки слова «Рус» до сих пор вызывают ожесточенные споры среди ученых. Возможно, «Рус» — это вторая часть названия бога Хороса (Хоруса), если учесть, что Венеру на Руси величали Венус. А может быть, слово Рус происходит от испанского слова Крус, что означает «крест». Интересно, что в греческом Новом завете то, что переведено на русский язык как «крест», означено словом и имеет значение «ствол», «дерево». Сразу вспоминается мировое дерево. Крест порой изображали цветущим деревом.

Есть ли еще какие-нибудь отметины о древности наших мест? Да, есть. Это некоторые названия. Возьмем, к примеру, старое название реки Охты — Сварта! В нем явно проступает слово Арта, как называли в IX веке племя восточных славян. А более позднее название могло возникнуть из имени карело-финского водного бога Ахто, одного из героев «Калевалы». Город Кронштадт, построенный по указ Петра I на острове Котлин в Финском заливе, напоминает нам о боге Кроне, отце Зевса. В некоторых греческих мифах Крона считают самым первым правителем над земными людьми. Город как бы открывает и закрывает путь к невским берегам, своим названием подчеркивая их древность. Вспомним крепость Ландскрона, некогда стоявшую на наших землях. Как рассказывают предания, в 1300 году на берегах Невы появилось шведское войско с итальянским архитектором, присланным от самого папы. И была возведена крепость Ландскрона, что означает «венец края». Как видим, название с корнем, производным от имени бога Крона, появилось на наших землях еще в XIII веке. Среди шведов, как и среди других прибалтийских народов, могли быть выходцы из древней Гарды, знающие историю этих мест. Возможно, эти знания усиливали накал борьбы за невские берега. Современные исследователи полагают, что крепость Ландскрона находилась на территории между Большой и Малой Охтой. Здесь когда-то существовало русское поселение Ниен, как уверяют летописные источники, опустошенное и разграбленное морскими разбойниками в 1521 году. Было время, когда на этом же месте располагалось торговое поселение Невское Устье. И здесь же шведы поставили свою крепость Ниеншанц (русское название - Канцы). Крепость не раз разрушалась русскими и вновь возводилась шведами. Согласно преданию, известный шведский полководец Яков Делагарди в 1616 году предложил королю Густаву II Адольфу возобновить на невских берегах крепость, а также заложить при устье Большой Охты город. Мысль Делагарди была осуществлена только после заключения Столбовского договора. Шведы возвели на месте разрушенного новое укрепление. Упорство, с каким шведы и русские возводили на одном и том же месте крепости и поселения, наводит на мысль о том, что когда-то в устье Большой Охты был древний центр.

Автор книги о Петербурге В. Мавродин писал, что на этом месте в начале XVI века располагали сельцо Невское и пустошь Корабельница. Вряд ли на сравнительно небольшой Неве могло быть другое поселение с таким названием. А Охта издавна славилась корабельными мастерами. Тогда, может быть древний город Невогард, местонахождение которого давно ищут ученые, находился не на берегу Ладожского озера, как предполагают, а на невских берегах? О Невогарде мы знаем из сочинения Костантина Багрянородного, написанного в Х веке. Там идет речь о ежегодном сборе челнов в Киеве разных славянских мест и продаже этих челнов росам, которые отправлялись на них по Днепру в Византию. По всем данным, устье Большой Охты, когда-то судоходной и полноводной реки, вполне подходило для расположения Невогарда. Кстати, крепость Ниеншанц именовалась также Невошанц.

Если же Невогард находился в другом месте, то все равно в этом районе Охты мог быть крупный корабельный центр. Стоит вспомнить, что герои «Калевалы» встретили богиню Ильматар у широкой реки Невы. Там они смастерили лодку и спустили ее на воду. И тогда выглядит совсем не случайностью расположение на одном меридиане нашего города и древней столицы Египта Мемфиса. Строительство древних столиц и центров могло быть связано какими-то общими планами и задачами, которых мы пока не знаем.

Мы привыкли считать, что победа на невских берегах была для России прорывом в Европу. Однако, как видим, эти земли издавна были заселены нашими предками. Знал ли Петр I о седой древности этих мест? Вероятно, знал. Ведь начиная Северную войну, он особо отметил, что хочет вернуть земли «отцов и дедов»! Кроме того, существовали предсказания о рождении нашего города задолго до его основания, которые он мог знать. Христианские деятели утверждали, что по невским землям проходил апостол Андрей Первозванный, благословивший их для строительства царствующего града. Физик и математик Иоанн Латоциний в 1595 году в своей книге о переменах в государстве предсказал появление в Европе в 1700 году очень храброго принца, который начнет войну по воле Божьей. Умом и смелостью он получит земли на востоке и на западе под власть свою и напоследок наречется императором. А в явлениях патриарху Филофею говорилось о будущем величии всей России, «Веси Филофею, яко вся святая предана будет от Бога велицей Рустей земли, и царя Рускаго возвеличит Господь над многими языцы, и под властию их многие цари будут, и страна та наречется светлая Россия! Богу тако изволившу прославить Рускую землю и исполнить православие... Повелением Божиим приидохом к тебе поведати сию тайну Божию, яже збудется во времена своя». Можно предположить, что народная память сохранила воспоминания о временах давно минувших и родилось желание при случае возродить былое. Жребий возродить былое взял в свои руки Петр I.

Карелия с давних времен была связана с Россией. Историк Паранин, исследуя корни слов Корела и Русь, пришел к выводу, что они несут в себе один и тот же смысл. Начальную Русь называли Gardariki (Гардарики). Если в написании этого слова отбросить вторую часть — riki, что означает государство, то останется слово Garda (гарда), которое широко употреблялось для обозначения Руси. Garda (гарда) и karja (корень названия корелы — karjala) — одно и то же, поскольку вторая форма легко выводится из первой. Корень kardo (cardo) имеет значение главный, «основной». Отсюда можно предположить, что Корела является более поздним названием начальной Руси.

В старинных новгородских летописях о Карелии говорится как о своей земле. «Корелы нам не данники, а наша новгородская земля». Есть, правда, предположение, что Корельское население ушло из Карелии, сменившись пришельцами из более далеких мест. Ученые давно задумывались, какая сила стягивала на Карельский перешеек различные племена из окрестных областей. Можно представить, что эти земли (или какие-то близлежащие северные земли) были чем-то вроде центра какого-то большого племени, состоящего из многочисленных частичек. К нему, как к ядру, тянулись родственные племена. Называл же Татищев славян «многоплодным народом»!

Но почему появление карел на исторической арене совпало с образованием Древнерусского государства? Возникла гипотеза, которую поддерживает ученый Паранин: варягов-русов на Карельском перешейке сменили карелы. Ведь последнее упоминание о варягах-русах относится к XI веку. Вскоре стало известно о карелах. В XII-XIII веках Карелия входила в состав Новгородских земель и, конечно, во всем испытывала влияние Новгорода, его традиций, его культуры. Привезти невесту из Новгорода считалось большой честью. Через Новгородские земли шел путь, соединяющий Россию с Западной Европой, что способствовало быстрому заселению этих мест. Вместе с новгородцами, а позднее — с московским государством карелы боролись с иноземными захватчиками, которые не раз вторгались в русские земли. Они состояли в дружинах Александра Невского, были участниками сражения на Чудском озере. Город Корела (ныне Приозерск) был важнейшим оплотом Новгорода на земле Карел. По преданию, в Кореле подолгу жил словенский князь Боривой. Здесь у него был двор, где хранилась собранная дань. В этом городе он и умер, завещав власть своему сыну Гостомыслу, деду легендарного Рюрика.

В начале XVIII века по топям и болотам Карелии прошел Петр I. Его поход закончился блестящей победой на берегах Невы и взятием важнейшей крепости Орешек (у шведов — Нотебург). Как справедливо утверждал С. Раевский, Петр I дал новое благодетельное направление гражданской жизни здешних мест». С Петром I связано строительство на Карельской земле чугунолитейного завода и Петровской слободы, на основе которой вырос город Петрозаводск. Петербург и Петрозаводск связаны друг с другом неразрывными нитями истории. В петровский период Карелия жила энергичной жизнью. Потом наступил период застоя. Карелию стали называть «дикой, «страной непуганых птиц и нехоженых троп». Но в конце XVIII и начале XIX века Карелия очнулась от спячки. Оказалось, что в этих краях есть своя самобытная древняя поэтическая культура. Весь мир узнал об эпосе «Калевала», где рассказывается о событиях глубокой древности. И тогда Карелию стали называть «Исландией русского севера». Хотя давно минули петровские времена, но память о Петре I жива в Карелии и поныне. И не только в названиях мест, но и в песнях, сказаниях, легендах. В них он богатырь, повелитель моря и ветра, а иногда его величают «красивым сыном Карелии». Помнят здесь и Ивана Грозного, связывая его с осадой Выборга, хотя сам он непосредственного участия в осаде Выборга не принимал.

В истории этого края еще много невыясненного и необъяснимого. К примеру, кто такая белоглазая чудь, воинственная и богатырская, которая куда-то исчезла?

По народным преданиям, термин «чудь» чаще всего употреблялся на севере (Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. 1, 1962, с, 4). «... Чудь приседят к морю Варяжьскому». В ПВЛ (о начале земли Русской) чудь упоминают как ближайших соседей Руси тоже около Варяжского моря. Эстонию, имеющую на своих землях «Чудское озеро», называют зачастую Чудской землей. В научной литературе XIX века под чудью чаще всего понимали население Кольского полуострова. Шведский ученый К. Б. Виклунд считал чудь особым финским народом. Полагают, что потомки этого народа живут в Новгородской, Тверской, Костромской и Ярославской губерниях, в северных районах Московской области, на Вологодских и Олонецких землях. Термин «чудь» можно встретить в Сибири, на Урале, даже на Алтае. Там бытуют легенды о чуди, которая ушла в землю. Об алтайской чуди писал Н. Рерих. Иногда карел называли чудью, но сами карелы считают чудь исчезнувшим народом: «то был народ огромный и великий». Одни сами себя захоронили в землю, а другие ушли на север. Так говорили карелы.

А что лежит в основе слова «чудь»? Возможно, объяснение очень простое: не происходит ли название от слова «чудо»? Ведь, как мы помним, все угро-финские народы славились своими магами и волшебниками, Так, в Пермской области ходили слухи, что чудины умеют превращаться то в великанов, то в маленьких человечков не выше травы. А новгородские легенды утверждают, что корень нашего языка от чудского идет. Что ж, вполне вероятно, что некогда существовал праязык, общий для какого-то большого племени, куда входили и русы, и славяне, и финны, и карелы, а также и чудины.

Какой вывод можно сделать, постигая историю нашего древнего края? Главное, наш край требует бережного изучения и бережного отношения. Если мы живем на землях загадочного острова Рус, который, возможно, был одним из главных центров Древней Руси, то, думается, стоит эти земли сделать заповедной зоной. Вспомним, как сурово охраняли остров Рус его первые хозяева. Наверняка Карельский перешеек, а особенно невские берега, еще откроет нам немало тайн. И, может быть, кто знает, эти тайны помогут всем людям не сбиваться с нашего нелегкого пути к совершенствованию. А закончить свое путешествие в глубины прошлого хочется строками «Калевалы»:

Как бы ни было, но все же
Проложил певцам лыжню я,
Я в лесу раздвинул ветки,
Прорубил тропинку в чаще,
Выход к будущему дал я.


dzanni@gmail.com