Наверное, у каждого серьезного исследователя есть увлечения, которые
иногда выходят за рамки не только его научных интересов, но и вообще могут быть
не признаны строгим ученым сообществом.
Сергей Николаевич Гашев, доктор биологических наук, заведующий кафедрой зоологии
и ихтиологии ТюмГУ — не исключение. Вот уже много лет он занимается изучением
Снежного человека (далее — СЧ), исходя при этом из простого и понятного предположения,
что представители этого вида все-таки существуют, хотя научных доказательств
нет. Как, впрочем, нет и фактов, доказывающих невозможность их существования.
«Думаю, что за такую точку зрения меня в научном сообществе многие бы освистали,
— признается Сергей Николаевич, — но я этого не боюсь».
Можно долго спорить о том, существует ли Лох-Несское чудовище или это хорошо
продуманная акция, призванная привлечь туристов со всего света в забытый богом
уголок Шотландии. Но даже если и так — Нэсси придумал гениальный выдумщик и
пиарщик, которому нужно поставить памятник наряду с памятником чуду, созданному
силой его воображения. И если Снежного человека не существует в действительности,
то, может быть, его стоило придумать, чтобы хоть как-то разнообразить нашу жизнь
и сделать ее чуточку интереснее.
Мифы и сказания о Снежном человеке уходят своими корнями в глубокую древность
и присутствуют не на какой-то одной ограниченной территории, как в случае с
Нэсси, а во многих странах мира. И называют его везде по-разному: аламас, йети,
цзяго, махуа, шурале и т.д., и т.п. Во многих случаях описания СЧ, обитающего
в разных концах света, схожи между собой. Как правило, это высокое, можно даже
сказать — гигантского роста, человекообразное существо, покрытое шерстью, прямоходящее,
часто — с одним глазом (чем вам не циклоп из древнегреческих мифов или Соловей-разбойник
из русских сказок).
Кто это? Неандерталец или питекантроп? Если последний, то какая его форма —
гигантопитек или нечто иное? Но, как бы то ни было, уверен Сергей Гашев, мы
имеем дело с реликтовым гоминидом.
Кстати говоря, еще в конце 50-х годов в СССР при Академии наук была создана
специальная комиссия по изучению СЧ под руководством профессора Б.Ф. Поршнева.
Просто так комиссии подобного рода не создавались. Значит, было что изучать.
Еще в начале ХХ века отечественная наука располагала данными для сенсационного
открытия. Молодой зоолог Виталий Андреевич Хахлов в 1914 году послал научную
записку «К вопросу о диком человеке» в Российскую Императорскую Академию наук.
В документе содержались описание центральноазиатского дикого человека и заявка
на присвоение этому виду научного наименования «первочеловек азиатский». Записка
в Академию осталась без ответа. Только в 1962 году, после долгих поисков, извлек
ее на свет Б.Ф. Поршнев. Обнаружилась она в папке с надписью «Записки, не имеющие
научного значения».
Впервые официальное сообщение о «диком человеке» в Тобольской губернии было
опубликовано еще в 1907 году. Речь шла о том, как осенью 1845-го жители Салехарда
убили «необыкновенное чудище»: «постав человеческий, росту аршин трех, глаз
один на лбу, а другой на щеке, шкура довольно толстой шерсти, потонее соболиной,
скулы голыя, у рук вместо пальцев копи, у ног пальцев не имел, мужеска пола».
Кстати, уголовное дело по факту этого убийства до сих пор хранится в архивах
Салехардского краеведческого музея.
С тех пор свидетельств о встречах с СЧ накопилось великое множество. Местные
жители — ханты и ненцы — описывают его как высокое существо, покрытое густой
шерстью, имеющее длинные руки, ярко горящие красные глаза и необычную походку.
Существо это быстро бегает и оглушительно свистит. По отношению к человеку ведет
себя вызывающе, иногда крадет детей. Собаки его боятся.
Зимой то ли 1941, то ли 1942 года фельдшер Г. Рогачев вернулся в село Мужи из
поездки по тундре и привез с собой детеныша неизвестного существа, который походил
на низкорослого человека, но на ноги не вставал, а сидел на полу на пятках,
опираясь на длинные руки. Тело, покрытое шерстью, торчащие в сторону большие
уши, глубокие впадины глаз, едва заметный нос и большие ярко-красные губы —
так описывают его свидетели. Через несколько дней детеныша самолетом санавиации
увезли в Салехард, где его следы потерялись...
В заповеднике на озере Нум-То и сегодня живет ханты по имени Татва. О странном
человекообразном существе он много слышал с детства от родственников и соплеменников.
По его словам, еще в 50-е годы ХХ века Снежный человек встречался довольно часто
в этих местах. Приходил к стойбищам, задирал людей, мог напугать и даже ударить.
Свидетельства о встречах с СЧ датируются и 70-ми, и 80-ми, и даже 90-ми годами.
Причем исходят не только от местных жителей, но и от русских — геологов, охотников,
водителей.
В 1975 году водитель Александр Сургучев встретил в лесу человекоподобное существо:
высокая (около 2,5 м), покрытая темно-серыми волосами особь. Голова растет прямо
из плеч, плечи покатые. Лицо как у человека, но покрыто короткими, расходящимися
от рта и глаз веером, волосами. Признаков агрессии не выказал.
В 1989 году в Ханты-Мансийском автономном округе солдаты и офицеры одной из
воинских частей неоднократно видели дикого человека: он подходил к части после
10 часов вечера, долго и страшно кричал. Продолжалось это на протяжении двух
недель — с 7 по 20 сентября. Перед тем, как исчезнуть, СЧ успел задрать двух
овец.
Но если есть свидетельства, почему бы сегодня не попытаться организовать экспедицию
и отправить ее на поиски Снежного человека?
По мнению Гашева, эффективность такой экспедиции очень низка. Живет СЧ, как
правило, в малодоступных таежных районах, в предгорье и горах Северного Урала,
уходя все дальше и дальше от мест, освоенных человеком. Так что встреча с ним
маловероятна. Этим же объясняется и невозможность отыскать кости СЧ. Вряд ли,
подобно человеку разумному, наш дикий собрат хоронит своих погибших сородичей,
потому останки растаскивают дикие звери, их засыпает листьями и заносит ветками.
Кроме того, плотность расселения СЧ гораздо ниже, чем, скажем, была в свое время
у мамонтов, которые по Ямалу ходили стадами. Снежный человек в стае не живет.
Это существо, которое не пошло по пути коллективизации. СЧ — одиночка, имеющий
индивидуальный и при этом достаточно большой участок обитания. Первобытные люди
«сбивались в стаи», чтобы обеспечить свою безопасность, чтобы выжить. А у Снежного
человека нет естественных врагов, он устойчив к холоду, у него достаточно корма.
У него нет орудийной деятельности, ему не нужен огонь, зато у него есть сила.
Кроме того, СЧ обладает свойством, которого нет у других приматов: оно называется
суггестия. Суггестия по способу воздействия близка к гипнозу, с ее помощью Снежный
человек способен внушать чувство страха своим врагам — крупным хищникам или
человеку.
Возникает вполне закономерный вопрос: если это животное - одиночка, как тогда
ему удалось выжить? У Сергея Гашева свое мнение на этот счет: у многих видов
животных в период спаривания самец и самка живут вместе, а потом расходятся.
Иногда они даже становятся опасными друг для друга, как, например, медведи.
Возможно, у Снежного человека существует проблема подобного рода.
Чем дальше, тем меньше у нас шансов встретить живого Снежного человека, считает
Сергей Гашев. Эта ветка шла параллельно человеку. Но если человек прогрессировал,
то ветвь СЧ сужалась. И перспективы его все более и более печальные. Все меньше
остается мест, где СЧ мог бы существовать. Чем дальше идет человек, тем меньше
шансов выжить у его дикого собрата.