A-PESNI песенник анархиста-подпольщика







И. Калинин

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

По верному пути: Издание Управления по исправительным делам УВД Тюменского облисполкома. 1991. № 37 (595). 20 сентября. Перепечатка из газеты "К новым рубежам".


На протяжении всей человеческой истории люди казнили собратьев. Копья и яды, огни и голод - что только не использовалось для умерщвления человеческого рода. Каждый из народов может создавать свою антологию средств, методов и юридического обоснования видов смертной казни, использовавшихся за прошедшие столетия. О, какие тут были находки! Сократ, вынужденный выпить отвара цикуты и кхмеры, умертвлявшие соотечественников целлофановым пакетом на голове.

К настоящему времени, если верить специалистам, в мире осталось семь основных способов смертной казни. Лидируют расстрел (96 стран) и повешение (еще 78). Если учесть, что практика лишения преступника жизни существует в ста странах, то получается, что некоторые из них разнообразят ее двумя и более способами.

Письменные источники какой уже век фиксируют долгий спор между гуманистами, ратующими за отмену смертной казни, и их "кровожадными" оппонентами. Про явить милосердие к преступнику, сохраняя ему жизнь, или же оказать милосердие обществу, навсегда избавив его от патологической натуры? Увы, эта дилемма и по ныне злободневна, Около двух третей опрошенных склоняются к смертной казни как форме защиты общества от преступников.

Может, это и субъективное мнение, но кажется, что в нашей стране последние год полтора сторонники отмены смертной казни стали реже выступать в печати - не та сейчас криминогенная обстановка, чтобы проповедовать вселенскую доброту. За три последних года число убийств (с покушениями) перевалило за 50 тысяч. А насколько увеличится эта цифра, если дополнительно знать судьбы тех десятков тысяч людей, ежегодно бесследно пропадающих "без вести"?

СССР по осуществлению смертной казни в глазах зарубежных правоведов выглядит не совсем представительно. Как в историческом плане, так и в современной практике. Генерал-майор В. Некрасов ссылается на интересный документ от 1 февраля 1954 года. В нем подведены итоги репрессий за 33 года - 1921 по 1953-й. За это время к высшей мере наказания судебными и несудебными органами были приговорены 642980 человек. А сколько тех, чей конец жизни ненамного отличался от расстрелянных "по закону", кто умер в лагере от дистрофии, эпидемии, ножа уголовника? И тут уж засомневаешься, на до ли оставлять в сегодняшней практике традиции "ВМН".

В настоящее время Уголовный кодекс позволяет лишить человека жизни по 17 видам преступлений. Если будет принят проект Основ нового уголовного законодательства, то таких статей останется шесть.

А вот что писалось по этому поводу... 100 лет назад.



Исполнение смертной казни в настоящее время поручается специально назначаемым для того лицам, так называемым палачам: но в древности эту обязанность принимали на себя первосвященники (понтифекс максимус в Риме), цари азиатских монархий, римские консулы и трибуны, а у евреев - царские отроки, военные сановники, обвинитель и свидетели, родственники убитого, иногда вообще народ. Точно так же и в средневековой Европе смертную казнь совершало само общество, в лице своих представителей, а иногда один из судей или родственник убитого или убийцы. По политическим делам Иван Грозный нередко поручал приведение в исполнение смертных приговоров своим приближенным (князь Черкасский, Малюта Скуратов, князь М. Темгрюкович). При Петре Великом князь Ромодановский, князь Голицын, Менщиков не гнушались рубить головы бунтарям-стрельцам, да и сам царь собственноручно казнил в Преображенском пятерых стрельцов.

Способы смертной казни весьма многочисленны и разнообразны. В настоящее время законодательства цивилизованных народов допускают исключительно одну простую смертную казнь, которая в большинстве государств совершается либо через отсечение головы посредством топора, меча, гильотины (Германия, Франция), либо через по вешение на виселице (Россия, Англия, Австрия, Северо-Америнанские Штаты). В Испании сохранился обычай казнить преступников через удавление (гаротта); Сербия ввела у себя расстреляние.

Как в древности, так и в средние века смертная казнь совершалась всенародно, в центре города, на лобном месте. Для привлечения зрителей рассылали глашатаев и трубачей или же звонили в колокола, как это практиковалось в Испании во времена инквизиции и в России в царствование Ивана Грозного. Вообще казнь считалась народным торжеством: как отдача преступников на растерзание диким зверям в языческом Риме, так к сожжению еретиков в католической Испании назначались в определенные дни, для ознаменования радостных государственных событий. Публичность смертной казни продолжалась почти до последнего времени; европейские законодатели медленно проникались убеждением во вредном влиянии публичных казней на народные нравы. Сначала была отменена лишь торжественная обстановка, окружавшая эшафот, и для исполнения казни стали назначать наиболее глухие места и по возможности ранние часы дня, затем, в последнее время, в большей части европейских государств изданы законы, по которым смертная казнь подлежит исполнению внутри тюремной ограды. В Уложении царя Алексея Михайловича смертной казнью угрожается в 60 случаях, а в воинском уставе Петра Великого - в 200-х артикулах, за такие, между прочим, незначительные проступки, как "курение и продажа табаку" (Улож. 1649 год) или же "медленность в почтовой гоньбе и порубка заповедного дуба" (законы Петра).

Начало продолжающихся и поныне протестов в борьбе против смертной казни должно быть отнесено к первым векам христианства. Блаженный Августин и Тертуллиан в сочинениях своих энергично восставали против смертной казни, доказывая ее несправедливость и нецелесообразность. Во времена Феодосия Великого христианские монахи нередко силою освобождали осужденных на смерть преступников. Заглушенная в средние века мысль о несовместимости смертной казни с духом христианства нашла в XVI веке убежденного сторонника в религиозном мыслителе Социне, благодаря проповедям которого в Швейцарии, Германии и Польше образовалась секта, не признававшая за государством права карать преступления смертной казнью. В Англии в XVII столетии также явились религиозные секты, которые отвергали смертную казнь. Основатель штата Пенсильвании квакер Вильям Пен в 1681 году в изданных для основанной им колонии законах сохранил смертную казнь только за предумышленное убийство. Умственное движение, охватившее в XVIII веке Западную Европу, способствовало дальнейшему развитию пропаганды, направленной против смертной казни. Уже Монтескье и некоторые другие мыслители того времени восставали против жестокостей средневекового судопроизводства, но прочное начало научной разработке вопроса о смертной казни положено было появившимся в 1764 году известным сочинителем Беккариамом. Будучи противником смертной казни, которую он допускал только в виде исключения во времена революции и анархии. Беккариа по справедливости считается родоначальником богатой литературы этого вопроса, над разработкой которого - по исчислению Гецеля - 1764 по 1769 годы потрудилось 519 авторов, из числа которых 331 высказались против смертной казни, а 188 - за ее сохранение.

В России смертная казнь была отменена указами императрицы Елизаветы Петровны 1753 и 1754 гг. для всех вообще дел, но при Екатерине II снова введена за государственные преступления (Мирович казнен отсечением головы, Пугачев четвертованием, убийцы архиепископа Амвросия - повешением), а также за некоторые нарушения карантинных правил во время чумы. По Своду Законов 1832 года смертная казнь назначалась за преступления против первых двух пунктов, преступления карантинные и воинские преступления во времена похода. В то же время, по Уложению о наказаниях, смертная казнь, в соединении с лишением всех прав состояния, назначается точно так же, только за преступления государственные и карантинные; в военное время, кроме того, по воинскому уставу, караются смертной казнью без лишения прав такие преступления против обязанностей службы, которые не сопряжены с постыдными или корыстными намерениями. Хотя, таким образом, в России смертная казнь за общие преступления отменена была по закону в 50-х годах XVIII века, тем не менее в действительности наказание это применялось вплоть до второй половины XIX века, так как "нещадное" наказание кнутом, запрещенное лишь указом 1808 года, а также практиковавшееся еще долго после того, назначение плетей в громадном количестве или шпицрутенов в нескольких тысячах ударов, равносильно было засечению до смерти.

Доводы, приводимые противниками и сторонниками смертной казни, касаются главным образом вопросов справедливости и целесообразности этого наказания и в общих чертах сводятся к следующим соображениям:

1. По мнению Беккариа и его последователей, человек, вступая в договорные отношения с обществом, не уступал ему права на свою жизнь, да и не мог уступать его, так как жизнь есть благо, дарованное от Бога, и прекращение ее зависит от воли Творца, а не от усмотрения самого человека или государства.

2. Применение смертной казни противоречит понятию справедливости, требующей, чтобы с разнообразнейшими оттенками виновности, существующими даже и между учинившими даже одно и то же тягчайшее преступление лицами, точно соразмерялась тяжесть наказания - этого не допускает смертная казнь, по своей неделимости и неуравнительности. На это некоторые мыслители (Кант, Гегель и др.) возражают, что принцип: "кровь за кровь, смерть за смерть" составляет основное условие справедливости возмездия.

3. Смертная казнь, по мнению ее противников, равно не справедлива как по отношению к кающимся преступникам, так и по отношению к тем, которые отвергают примирение с Богом и людьми.

4. По вопросу о том, оказывает ли смертная казнь устрашающее и предупреждающее влияние, противники и сторонники ее, ссылаясь нередко на одни и те же статистические данные, высказывают противоположные мнения. Одни утверждают, что отмена смертной казни, смягчая нравы, имеет последствием уменьшение числа преступлений; другие полагают, что увеличение преступности в известных странах зависит не от частого употребления смертной казни, а, наоборот, более частое применение этого наказания вызывает увеличение числа преступлений. Указывая на то, что благодаря присущему людям оптимизму в душе преступника преобладает не страх наказания, а надежда на безнаказанность, противники казни не признают за ней устрашающего воздействия, сторонники же ее утверждают, что угроза смертью налагает не меньшую узду на преступные вожделения. чем угроза другим наказанием.

Совершенно особое положение в ряду сторонников смертной казни занимает школа криминалистов-антропологов во главе которых стоят Ломброзо, Ферри и Гарофало. Исходною точкою для них служит дарвиновский закон эволюции и естественного отбора. Степени уклонения от нормального нравственного типа могут быть весьма разнообразны, но самая крайняя из них соответствует полному отсутствию чувства сострадания и милосердия. Такой выродившийся до первобытного звероподобного состояния преступник не может возбуждать к себе симпатии в других людях и, чуждый чувству милосердия, не в праве требовать его от общества. Лишенный по своей природе способности приспособления и ассимиляции с окружающею его средою человек-зверь составляет постоянную угрозу для общества. Государство, в качестве охранителя интересов и безопасности общества, обязано принять меры к предупреждению этого зла как в настоящем, так и в будущем - а единственное средство к тому заключается, как полагают криминалисты-антропологи, в полном истреблении человека-зверя.


dzanni@gmail.com