КОНЬ БОЕВОЙ

Конь боевой с походным вьюком
У церкви ржет – кого-то ждет.
В ограде матка плачет с внуком,
Красотка слезы горьки льет.

А у дверей святого храма
Казак в доспехах боевых
Идет к коню из церкви прямо
Среди знакомых и родных.

Жена коня подводит к мужу,
Племянник пику подает.
Отец ему сказал: «Послушай
Моих речей ты наперед.

Мы послужили государю,
Теперь и твой черед служить.
Так поцелуй же женку Варю,
И Бог тебя благословит.

Бери мово коня лихого,
Он добровит был у меня.
Он твоего отца седого
На поле вынес из огня».

Конь боевой с походным вьюком
У церкви ржет – кого-то ждет.
В ограде матка плачет с внуком,
Красотка слезы горьки льет.

Две последние строки повторяются

Расшифровка фонограммы Жанны Бичевской, альбом "Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады", часть 4, Moroz Records, 1998


Народная казачья песня-наставление на основе стихотворения донского поэта конца XVIII в. А. Туроверова (А. Туроверов - прадед поэтов-белоэмигрантов Сергея Туроверова и Николая Туроверова (1899-1972); см. "В эту ночь мы ушли от погони", "Не выдаст моя кобылица", "Уходили мы из Крыма" и др.). Первоначальный авторский текст значительно сокращен - отброшены не свойственные фольклору образы.

Есть красноармейские варианты (см. "Конь боевой с походным вьюком").



ВАРИАНТЫ (5)

1. Проводы казака на службу


А. Туроверов

Конь боевой с походным вьюком
У церкви ржет – кого-то ждет.
В ограде бабка плачет с внуком,
Молодка возле слезы льет.

А из дверей святого храма
Казак в доспехах боевых
Идет к коню из церкви прямо
С отцом, в кругу своих родных.

Жена коня подводит мужу,
Племянник пику подает.
«Вот, - говорит отец, - послушай
Моих речей ты наперед.

Мы послужили государю,
Теперь тебе черед служить.
Ну, поцелуй же женку Варю,
И Бог тебя благословит.

Но ни в бою, ни перед боем
Ты не бранися, не ругай;
Будь хрестьянин, и перед боем
Крестом себя ты осеняй.

Даю коня тебе лихого.
Он даровит был у меня.
Он твоего отца седого
Носил в огонь и из огня.

Конь боевой всего дороже,
И ты, мой сын, им дорожи,
И лучше сам ты ешь поплоше,
А лошадь в холе содержи!

А вот и пика родовая,
Подруга славы и побед,
И наша шашка боевая –
С ней бился я и бился дед».

Из песенника 2000 года


2. <фрагмент>

Конь казаку всего дороже,
Ты им, сыночек, дорожи.
И лучше сам ты ешь поплоше,
Коня же в теле содержи.

Тот колет пикою вернее,
И тот в атаке молодец,
Кому коня добыл резвее
Брат, или крестный, иль отец.

Алмазов Б. А. «Не только музыка к словам…». Мемуары под гитару. – М.: ЗАО Центрполиграф: ООО «МиМ-Дельта», 2003. - с. 356


3.


Конь боевой с походным вьюком
В ограде храма громко ржет.
С иконой мать, жена с младенцем
Стоит и тихо слезы льет.

А причащенный святым тайнам
Казак из храма к ним идет.
Иконой мать благословила,
Он нежно первенца берет.

Поцеловав дитя родное,
Его отцу передает.
Отец коня ему подводит
И речь такую он ведет:

"Дарю тебе коня лихого,
Он верный друг был у меня,
Он твоего отца родного
Носил в огонь и из огня.

Конь боевой всего дороже,
И ты, сынок, им дорожи,
Чтоб с поля брани тебя вынес,
Его ты в холе содержи".

Казак в седло лихо садится
Вокруг друзья, родня, семья…
"За меня мать с отцом молитесь,
Вернусь домой с победой я".

Бирюков Ю. Е. Казачьи песни. М.: "Современная музыка", 2004. - авторы не указаны


4. Конь боевой с походным вьюком

Конь боевой с походным вьюком
У церкви ржёт – кого-то ждёт.
В ограде бабка с внуком плачет,
Его голубка слёзы льёт.
А из двери святого храма -
Казак в доспехах боевых.
И он подходит к коню прямо,
Племянник пику подаёт.
И вот отец подходит к сыну:
«Послушай, сын, моих речей.
Мы служили государю,
Теперь служить, сынок, тебе.
Кто эту службу и не знает,
Тот в помещика живёт».

«Ермак», газета казаков Богдановича, №1, октябрь 2006 г.


5. Конь боевой с походным вьюком...

Конь боевой с походным вьюком
У церкви ржет: — кого-то ждет.
В ограде бабка плачет с внуком,
Молодка возле слезы льет.
А из дверей святого храма
Казак в доспехах боевых
Идет к коню, из церкви прямо
С отцом, в кругу своих родных.
Жена коня подводит мужу,
Племянник пику подает.
"Вот, — говорит отец, — послушай
Моих речей ты наперед.
Мы послужили Государю,
Теперь тебе черед служить.
Ну, поцелуй же женку Варю,
И Бог тебя благословит!
И да пошлет тебе Он силы
Долг службы свято соблюдать,
Служить, как мы Царю служили,
И славу рода поддержать.
Иди туда, куда укажут
Господь, начальство и черед,
Когда же в бой лететь прикажут,
Благословясь ступай вперед!..
Но ни в бою, ни перед боем
Ты не бранися, не ругай;
Будь христианин и пред боем
Крестом себя ты осеняй...
Коня даю тебе лихого,
Он добровит был у меня,
Он твоего отца седого
Носил в огонь и из огня.
А добрый конь — все наше счастье,
И честь, и слава казака,
Он нужен в счастье и и напасти,
И за врагом, и на врага!
Конь боевой всего дороже,
И ты, мой сын, им дорожи;
И лучше сам ты ешь поплоше,
А лошадь в холе содержи!
Тот колет пикою ловчее,
И в деле тот и молодец,
Кому коня добыл добрее
Дед, прадед, дядя иль отец...
А вот и пика родовая,
Подруга славы и побед,
И наша шашка боевая —
С ней бился я и бился дед!
Исправен будь!
И старших слушай,
Найди товарища себе.
Живите с ним душа вы в душу,
Клянитесь выручить в беде!..
Куда придешь — ты, первым делом,
Разведай все, — до пустяка.
Где тракт какой, кто есть, примером,
Где лес, где села, где река.
Тогда ты свой в чужой сторонке,
И командирам ты рука!
Ведь ловкость, сметка да сноровка: —
Весь капитал у казака!..

Из книги генерала Петра Краснова "Картины былого Тихого Дона" (1909), с комментарием:

"Успех побед казачьих заключался в том, что и отец, и мать, и дед любовно снаряжали сына на военную службу. Они говорили ему о чести быть воином, внушали быть храбрым. Казак в бою, на чужой стороне, всегда помнил Дон. Помнил, как провожала семья, весь хутор, вся станица его на службу, что говорил ему отец. А провожали так, как поется в этой прекрасной песне".