ДА, НА ЗАРЕ-ТО БЫЛО, БРАТЦЫ, ДА, ВОТ, НА ЗОРЮШКЕ
(Некрасов убивает Долгорукова)


Всего вне некрасовской среды записано по крайней мере 7 вариантов песни: 4 на Дону и 3 у оренбургских казаков. Антинекрасовских версий не зафиксировано. Некрасовские варианты - см. "Некрасов убивает Долгорукова".



Да, на заре-то было, братцы, да, вот, на зорюшке

Да, на заре-то было, братцы, да, вот, на зорюшке,
Ой да, на заре-то было, да, вот, ранней утренней,
Да, на закате-то было, братцы, светлыва месяца.
Ай ну, и на восходе-то было, да красной солнышки
Да, не из-за гор то она, туча грозная, выкаталася,
Ой, она, туча грозная, братцы, да выкаталася,
Ой, выкаталося, собиралося, братцы, войско донское.
Ой да, собиралися они донские казаки во единай круг,
Ой, во единай круг да на единай, братцы, луг.
Все к тому было, братцы, дому князя Долгорукова,
Выходил-то он, братцы, князь Долгорукий на высок крылец.
Да, он читал-то, читал все указушки государевы:
- Да вы, послухайте, донские казаки, царскую грамату –
Стариков-то сторожилых да всех казнить-вешать,
Молодых казаков-донцов, всех в солдаты брать,
Молодых-то жен всех на боярский двор, малых деточек…
Ой да, малых деточек, а вот в тихий Дон бросать.
А житье-то бытье, все казачьи, да именьицы – огнем попалить.
Посередь-то круга, ну, да казачьего ходит, а он, сын Некрасов,
Во кругу-то он ходит да как сокол, братцы, летает.
Он, Некрасов сын, как сокол летает, на вострую шашечку…
Ой, на вострую шашечку, а он, донец, упирается,
Подходил он, Некрасов сын, братцы, ко князю Долгорукому,
Он срубал-то ему, срубал, братцы, да буйну голову.
Возмутился, воскрутился тут наш тихий Дон,
Ой да, наш тихий Дон от вершинушки до устьица,
Ой да, до устьица да до самого города Черкасского.
Ой да, как ушел-то, увел, братцы, сорок тысяч казаков.

Записана 23 июля 1957 г. от казака Голубинской станицы С. П. Трунина (слепого), 1881 г. р., большого знатока исторических песен. От него записаны две народные драмы: «Царь Максимилиан» и «Атаман».

Тумилевич Ф. В. Неопубликованные песни об Игнате Некрасове // Народная устная поэзия Дона (Материалы научной конференции по народному творчеству донского казачества 18-23 октября 1961 г.). Ростов-на-Дону, 1963


В других вариантах упоминается «бритье усов и бороды», «моление богу» Некрасова после переправы через Дон или Кубань, «молодых-то жен, молодушек во постелю брать». Описанные в песне репрессии подтверждаются булавинскими документами:

«А нашу братью казаков многих пытали и кнутами били и носы и губы резали напрасно, и жон и девиц брали на постелю насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги». (Булавинское восстание (1707-1708 гг.). Изд-во Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, М., 1935, № 243, стр. 457-458.)