Господу Богу помолимся,
Древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал
Инок святой Питирим.
Жило двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр-атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан.
Припев.
Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Вождь Кудеяр из-под Киева
Выкрал девицу красу.
Припев.
Днем с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.
Припев.
Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам Кудеяр в монастырь пошел
Богу и людям служить.
Припев.
Господу Богу помолимся,
Будем ему мы служить.
За Кудеяра-разбойника
Будем мы Бога молить.
Расшифровка фонограммы с пластинки: Шаляпин Ф. Двенадцать разбойников / С Русским хором в Париже п/у Н. Афонского. Gramophone, 1932. №32-2839.
Песенная обработка сказа «О двух великих грешниках» (1876) из неоконченной поэмы
Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) (см. сказ в
конце этой страницы). Песня в составе двух куплетов и припева была записана на пластинку хором Гирняка и Шама в 1912 г. Широкую известность получила 20 лет спустя благодаря исполнению Ф.И. Шаляпина и записи им на пластинку в 1932 г. в сопровождении Митрополичьего хора церкви св. Александра Невского в Париже (руководитель Н.П. Афонский). Для этой записи использована аранжировка руководителя Хора донских казаков Сергея Жарова.
В основе некрасовского текста - народное сказание о Кудеяре-атамане.
Кудеяр, бросив разбой,
становится отшельником, пытается замолить грехи, но молитвы не помогают. Искупление приходит, когда Кудеяр своим
разбойничьим ножом убивает помещика, который «мучит, пытает и вешает
холопов». В песенные варианты эпизод с убийством не вошел.
История о двух великих грешниках известна
у разных народов, особенно популярна у восточных славян. Вместо помещика может выступать
надзиратель, купец, поп и т. д. Чаще всего для прощения грехов бывший разбойник
должен поливать обгорелую головешку, пока она не прорастет (у Некрасова герой
режет дуб), но затем герой встречает и убивает еще большего
грешника, мучителя народа, и головешка прорастает сама. В случае Кудеяра-атамана сказание локализуется в районе Волги. В Жигулевских горах есть Кудеярова гора, село Отважное, село Обшаровка, Молодецкий курган, Воеводино урочище, Воровское
городище и проч. топонимы, связанные с разбойниками.
ВАРИАНТЫ (4)
1. Господу Богу помолимся
Припев (2 раза):
Господу Богу помолимся,
Древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал
Инок святой Питирим.
Жило двенадцать разбойников,
Жил атаман Кудеяр.
Много разбойники пролили
Крови честной христиан!
Припев:
Так Господу Богу помолимся,
Древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал
Инок святой Питирим.
Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Вождь Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу красу.
Припев:
Так Господу Богу помолимся,
Древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал
Инок святой Питирим.
Расшифровка фонограммы с пластинки хора Гирняка и Шама: Хор Гирняка и Шама. Господу Богу помолимся. СПб: РАОГ, 1912 г. №30503. Фонограмму можно послушать здесь.
2. Кудеяр
Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!
Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.
Много добра понаграбили,
Жили в дремучем лесу.
Сам Кудеяр, из-под Киева
Вывез девицу красу.
Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.
Днём с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.
Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.
Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить;
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!
Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал сам Кудеяр – Питирим!
Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!
Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Вождь Кудеяр из-под Киева
Выкрал девицу-красу.
Днём он с любовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.
Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!
Господу Богу он молится,
Будет ему он служить.
За Кудеяра мы будем все
Господа благодарить.
За Кудеяра мы будем все
Господа благодарить.
Расшифровка фонограммы Жанны Бичевской. Альбом «Старые русские
народные деревенские и городские песни и баллады». Часть 2. ZeKo Records, 1996
(запись 1994 г.)