ГЕЙ, СЛАВЯНЕ!
Общеславянский гимн

Гей, Славяне!
Ещё наша речь
Свободно льётся,
Пока наше верно сердце
За народ свой бьётся!

Жив он, жив он, дух славянский,
Будет жить во веки.
Гром и пекло всё напрасно
Против нашей мести!

Языка дар дал Бог нам;
Он владеет громом.
Кто-же вырвет Божий дар, тот
Перед смертью с гробом.

Если люди всего света
Станут перед нами,
Нам не страшно: с нами Бог наш!
Отразим штыками!

Если даже вдруг над нами
Грозна буря взвьётся,
Скала треснет, дуб где сломит,
Земля распадётся…

Мы стоим всё также твёрдо,
Как градские стены.
Мать-земля того поглотит,
Кто отступит робко…

Последняя строка всех куплетов, кроме первого, повторяется

Из архива проф. Владимира Ивановича Извекова <IzvekovVI @ mpei.ru>, прислано им 3.11.2009. - без подписи.

Пояснение В.И. Извекова:

"Как только закончу набирать тексты, перешлю Вам гимны, песни, романсы, которые когда-то я собрал в спецхране библиотеки им. Ленина. У многих я переписал даже номера хранения. Их не публиковали никогда не только после 1917 года но и, тем более, после 1991 года. Списывал тексты исключительно с первоисточников и непосредственно перед ликвидацией этих материалов. Происходило это где-то в 1989-1990 году. При последующих моих обращениях спустя несколько лет в доступе к ним мне было отказано. Очень хотелось бы сохранить их для всех, а то пропадут навсегда.

Государственные и патриотические песни взяты из сборников, утвержденных «Высочайшим повелением» для кадетских, юнкерских училищ и гимназий. Романс или песня издавалась до 1917 года в виде недорогого буклета в 4 страницы с нотами и текстом, что позволяло использовать их популярность на данный момент".



Русский текст песни словака Самуэля Томашика (Samuel Tomašik) "Hеj, Slované...", написанной в 1834 году под влиянием "Мазурки Домбровского" и исполняемой на ее мелодию. Бытовала на чешском языке ("Hej, Slované, jestě naše slovanska řeč žije...") и словацком ("Hej, Slovoci, este nasa slovenska rec zije, pokial nase verne srdce za nas narod bije..."). После Пражского конгресса 1848 года стала считаться общеславянским гимном.