ВЫЙДУ
Я НА РЕЧЕНЬКУ…
Сл. Ю. Нелединского-Мелецкого
Выйду я на реченьку,
Погляжу на быструю –
Унеси мое ты горе,
Быстра реченька, с собой!
Нет, унесть с собой не можешь
Лютой горести моей;
Разве грусть мою умножишь,
Разве пищу дашь ты ей.
За струей струя катится
По склоненью твоему –
Мысль за мыслью так стремится
Все к предмету одному.
Ноет сердце, изнывает,
Страсть мучительну тая.
Кем страдаю, тот не знает,
Терпит что душа моя.
Чем же злую грусть рассею,
Сердце успокою чем?
Не хочу и не умею
В сердце быть властна моем.
Милый мой им обладает:
Взгляд его – весь мой закон.
Томный дух пусть век страдает,
Лишь бы мил всегда был он.
Лучше век в тоске пребуду,
Чем его мне позабыть.
Ах, коль милого забуду,
Кем же стану, кем же жить?
Каждое души движенье –
Жертва другу моему.
Сердца каждое биенье
Посвящаю я ему.
Ты, кого не называю,
А в душе всегда ношу!
Ты, кем вижу, кем внимаю,
Кем я мыслю – кем дышу!
Не почувствуй ты досады!
Как дойдет мой стон к тебе.
Я за страсть не жду награды,
Злой покорствуя судьбе.
Если ж ты найдешь возможным,
Силу чувств моих измерь,
Словом ласковым – хоть ложным –
Ад души моей умерь.
1796
Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952
В основе - народная песня "Выйду ль я на
реченьку". Песня была положена на музыку Д. Кашиным и многими другими
композиторами. Первая строка чаще дается в другой редакции: "Выду
я на реченьку..."
Из сб.: Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина.
М.: Изд-во Эксмо, 2005:
Ю. А. Нелединский-Мелецкий отдал дань почти всем поэтическим жанрам своего
времени – одам, басням, эпиграммам, переводам. Но современники особо ценили
его как поэта-песенника. Г. Р. Державин ставил его первым в ряду «лучших песней
сочинителей». Константин Батюшков считал, что его песни «приближались к желанному
совершенству». Для Пушкина они были уже историей. Две песни он выделил как знак
времени [в стихотворении «Домик в Коломне»]: «Стонет сизый голубочек…» Дмитриева
и «Выду я на реченьку…» Нелединского-Мелецкого. Для середины XIX века они стали
типичным примером «приторной сентиментальности», в конце XIX – начале XX появились
новые хоровые обработки, вошедшие в сборники детских песен.
Образцом для Нелединского-Мелецкого послужила народная песня «Выду
ль я на реченьку…», композиторские обработки сохранили ее мелодическую основу.
Юрий А. Нелединский-Мелецкий (1752-1828)