Дмитрий Шварц

ОДЕССА, 70-е, ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ АЛИКА ОШМЯНСКОГО

«Шансон-портал»


Моим первым учителем игры на барабанах был Лев Робертович Никчемный. Во время учебы я таскался за ним, как «хвостик». Мне все было интересно. В особенности если он мне давал возможность поиграть. А играть было с кем. "Старики", как мы их называли, были виртуозами. Настоящими ЛАБУХАМИ с большой буквы. Скрипачи: Рафалович Яков (дядя Яша), Сендерс, Нюма Кривой, трубачи: Миша Вулицкий, Володя Бдиль и много других.

скрипач Сендерс

В ту пору не было постоянных составов музыкантов - разве, что в ресторанах. Но если подворачивалась "халтура" - т.е. свадьба, давали замену. Мне кажется, что все музыканты прошли через эти замены. Справка: 3 рубля за вечер с наваром, или 5 рублей без навара. Возле мастерской по ремонту музыкальных инструментов по ул. Розы Люксембург, угол Сов. Армии, была "БИРЖА". Возле скульптуры Лаокоон, ежедневно с 12 до 2-х дня, собирались лабухи. Поговорить, посудачить, иногда кирнуть. Но в основном собрать состав на свадьбу или жмура. Играли Все и со Всеми. Меня многие брали с удовольствием. Во первых - Лёвин ученик, а во вторых на шару (!), т.е. даром. Но мне было интересно и я соглашался. Приходилось очень тяжело, в особенности духовикам. Ведь тогда только играли. Пели в основном в ресторанах и чаще всего певицы, да и их по пальцам можно было сосчитать.

трубач Михаил Вулицкий

Лёва, Дима Шварц, Алик Каминский, Вадик Титиевский, Валера Рендино, Валера балагута, Сеня Палей

..."Старики" - это целая эпоха, которая, к сожалению, ушла из памяти многих. И не только в плане музыки. Интеллигентные, образованные люди. Их шуткам и «забросам» могут позавидовать многие современные музыканты. В ресторане гостиницы «Красная» играли корифеи: Кривой, Флит, Буздес (старший), Сухарев, Ляхно, а на барабанах Лев Яковлевич Саксонский. Как-то раз он говорит Флиту: Харитон, ты знаешь, что Нюмка сказал? Он сказал, что в каденции к "Жаллюзи" ты на четверть тона не дотянул ноту Ля. Тут же он подошел к Кривому и сказал тоже самое, но от имени Флита. Можете себе представить, какие были разборки. Но всем было весело и все принимали это как шутку. Но КОРОЛЕМ среди них был Петя Розенкер, он руководил оркестром в кинотеатре им. Горького. Его "приколам" можно было только позавидовать. У него пела прекрасная певица Капа Лазаренко.

Будучи учеником, приходилось подменять Лёву Никчемного в оркестре Одесского цирка. Дирижером был Зисерман. Представьте себе... На сцене скрипачка Беба, рядом флейтист. И вот между нот, в паузах: Вчера на Привозе... (несколько нот)... купила шикарную курицу и совсем не дорого... Это были, еще те Университеты...

Миля Мовшович, Арчик Файнгольд, Сережа Китаец (Голубов), Вовка Бендер, Дима Шварц

Потом была армия. После армии 1969 год. Все, как будто изменилось. Появились ВИА. Усилители, микрофоны. Пели Битлз, Криденсов, Червоны Гитары. На Морвокзале играл состав Гены Ваганова с Жорой Спириным и Арчиком Файнгольд. В парке Шевченко, на танцах играли "Магелланы" - Илюша Баер, Витя Белый, Илюша Прицкер, Толик Гурвич, солистка оркестра Лариса Кудельман (ныне известнейшая певица Лариса Долина).

В ресторанах, постепенно, молодые приходили на замену "Старикам". Почти во всех столовых проводились свадьбы. Работы хватало всем. И не только в городе, но и в деревнях, близлежащих к Одессе.

Я играл в оркестре Владимира Загоруя в ЦПКиО им Шевченко. Обслуживали санатории и дома отдыха. Через ПАРКИ, а их было два, ещё был им Ленинского Комсомола и Дом Творчества, прошли почти все музыканты города. В то время я подружился с Ларисой Берисон. Она и рекомендовала меня своему брату Алику Берисону. Он взял меня к себе на работу. Начинали в ресторане старого морвокзала. Потом перешли на новый морвокзал. Алик пригласил в оркестр Симу Кандыбу. Прекрасный музыкант, был руководителем большого оркестра Одесской филармонии. Оркестр звучал превосходно. А как же иначе? Если пел Алик Берисон. Его голос завораживал. В начале я не мог понять, почему многие не танцуют? Понял после - просто его слушают.

Владимир Загоруй

В то время, у нас уже появился ревербератор, переделанный из магнитофонной приставки "НОТА". На него и записывались выступления нашего ансамбля. Возле сцены стояла очередь желающих купить эту бобину. Любители творчества Алика Берисона специально приходили приобрести записи. Благодаря коллекционерам, сегодня мы имеем возможность услышать его прекрасный голос.

Алик Берисон, Миша Сладковский, Алик Инякин, Дмитрий Шварц

...В 1972 году я женился и лучший подарок я получил прямо во дворце бракосочетания. Меня пригласил в свой оркестр Алик Ошмянский. Отличные музыканты: Алик Портной - гитара, Дима Шапошников - Бас, Алик Ошмянский – чудесный вокал, баян. Для меня это был подарок судьбы. На второй день я уже играл с ними свадьбу в кафе "Молодежное" на новом бульваре...

***

После одной из отыгранных свадеб, Алик попросил ему помочь. Мол Семен Самойлович Крупник попросил его записать концерт из Одесских песен.

Алик Портной, Алик Ошмянский, Дима Шварц, Дима Шапошников, 1972 г.

Это кому-то для подарка.

...Записываться будем на студии ЧМП. Ночью. Бесплатно. Все получат по одной бобине...

Я тогда работал с Аликом временно, пока не придет из армии его постоянный барабанщик Алик Каминский. С радостью и энтузиазмом я откликнулся на его просьбу. Даже не знал, кто еще будет с нами играть. К полуночи я подъехал к парку Шевченко. Нас уже ждали Семен Крупник, гитарист, которого все называли Сява (к моему сожалению не помню как его звали), и контрабасист из консерватории (тоже не помню имени).

контрабасист Валерий Ветошкин

Естественно никакой заготовки программы не было. Все делалось, как всегда экспромтом. Нас завели в студию тихонько, чтоб, не дай Бог, никто не увидел. В то время, не то что записываться – подойти к студии было страшно. Контроль со стороны властей, (вы понимаете каких) был строжайший. В самой студии был всего один огромный микрофон в центре, над головой и все. Контролировать себя было не возможно. Это не современные студии с мониторами и т. д. Расселись кое как и сыграли одну песню. Потом побежали к оператору прослушать, что же вышло? Вышло вроде не плохо. И так записали несколько песен. В те дни появилась новая песня "Киевский трамвай". Алик предложил мне спеть, я с удовольствием её исполнил. На очереди была песня "Школа Соломона Кляра", ее хотел спеть Алик. Но когда с нами был великолепный артист, Ведущий артист Одесского театра оперетты Семен Крупник, мы попросили спеть эту песню его. Написали слова на клочке бумаги и естественно без репетиции, он ее исполнил. И исполнил великолепно...

Почти до утра велась запись. Как она получилась я узнал только через несколько дней, когда Алик вручил мне бобину. К сожалению, потом со временем она затерялась. И я даже не вспоминал об этой записи много лет. Совсем недавно о первом концерте Ошмянского я услышал на страницах сайта "Шансон-портал", и решил поделиться своими воспоминаниями.

Я искренне благодарен коллекционерам, сохранившим эти записи.

С уважением ко всем, Д. Шварц.

Дмитрий Шварц
Специально для сайта «Шансон-портал»
Нетания, Израиль, 28 марта 2008 года


p.s. Когда этот материал был уже опубликован, нам написал известный публицист и музыкант Всеволод Верник, проживающий в Нью-Йорке. Имя великолепного контрабасиста, принявшего участие в записи первого концерта Алика Ошмянского - Валерий Ветошкин. Так постепенно уменьшается количество белых пятен в истории этой записи.

p.s. Благодаря участнику ансамбля "Бородачи" Вадиму Бодникевичу можно закрыть еще одно белое пятно. Вадим сообщил имя гитариста, принявшего участие в записи первого концерта Алика Ошмянского, который упоминается в данной статье, как Сява. Музыканта звали Валера Савченко. Вадим, извините за задержку в публикации данной информации.

Ефим Шуб


Уникальный фотоматериал

Пролетело время, заканчивается 2009 год, а мы вновь получили уникальный материал к статье Дмитрия Шварца. Наш неугомонный литературный редактор разыскал одного из участников описанных событий - Алика Портного, который по сей день проживает в Одессе. Алик прислал фотографии участников ансамбля Алика Ошмянского, сделанные в те далекие 70-е, которые мы с удовольствием представляем на нашем портале.

Алик Портной - гитара
Алик Каминский - барабаны
Дима Шапошников - бас
Алик Ошмянский - баян/орган
Харитон Флит - кларнет/саксофон

На Фото 7: барабаны - Марк Горин
На Фото 2, 6, 12: барабаны - Дмитрий Шварц (литературный редактор «Шансон-портала»)













Барабаны - Макс Горин





Барабаны - Дмитрий Шварц



Огромное спасибо Алику Портному и Дмитрию Шварцу за редчайшие фотографии любимых артистов.

Ефим Шуб
19 декабря 2009 года