#Д4цжд

УТРО ТУМАННОЕ

Музыка Аркадия Абазы
Слова Ивана Тургенева

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые…
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

ноябрь 1843, слова

Сборник "Вчера и сегодня", 1845 г.

Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка) - под загл. "В дороге", без указания автора музыки.



Оригинальное заглавие стихотворения - "В дороге", посвящено Полине Виардо (1821-1910), испанской певице, музе Тургенева, и написано в год их встречи. В разных источниках в авторстве наиболее популярной мелодии путаница - часто "музыка В. Абаза" или "музыка Юлии Абаза (?-1915?)" (см., например: Гори, гори, моя звезда! Сост. и муз. редактор С. В. Пьянкова. Смоленск: Русич, 2004). Некоторые источники автором музыки указывают М. Бегичеву. Последняя строка куплетов повторяется.

Кроме этой мелодии, романсы на стихотворение создали Георгий Катуар (1888), Яков Пригожий (1890-е гг.) и Александр Гедике (1903).


Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883).

Аркадий Максимович Абаза (11 августа 1843, Суджанской уезд Курской губернии — 16 января 1915, Курск) - композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Автор популярных романсов. Основанные им в Курске музыкальные классы окончили, в числе прочих, эстрадная звезда Надежда Плевицкая и композитор Николай Рославец.



НОТЫ:




Тени минувшего: Старинные романсы. Для голоса и гитары / Сост. А. П. Павлинов, Т. П. Орлова. - СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 2007.


ВАРИАНТЫ (3)

1. Утро туманное


Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые…
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды, так жадно и нежно ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,
Многое вспомнишь, давно позабытое,
Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

Последняя строка куплетов повторяется

Уноси мое сердце в звенящую даль…: Русские романсы и песни с нотами / Сост. А. Колесникова. – М.: Воскресенье; Евразия +, Полярная звезда +, 1996.



2. Утро туманное

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды, так жадно и нежно ловимые,
Первая встреча, последняя встреча,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь, давно позабытое,
Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

Из репертуара Марии Наровской (1905-1973)

Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. - подпись: музыка В. Абаза, слова И. Тургенева.



3. Утро туманное

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые. 2 раза

Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды, так жадно и нежно ловимые.
Первая встреча, последняя встреча,
Тихого голоса звуки любимые. 2 раза

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое. 2 раза

Из песенника 1990-х



НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (2 листа):




Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.



НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО, вариант (2 листа):




Старинные романсы. Для пения с фортепиано. Под ред. Аз. Иванова. Л., Музгиз, 1955. - в примечании указано, что романс дан в новой редакции. Текст - тот же, что и в репертуаре Марии Наровской (см. выше).