#Ам4цжм

ОБИДНО, ДОСАДНО

Музыка Владимира Бакалейникова
Слова Александра Кусикова

Две черные розы - эмблемы печали
В день встречи последней тебе я принес.
И, полны предчувствий, мы оба молчали,
И плакать хотелось, и не было слез.

Обидно, досадно
До слез, до мученья,
Что в жизни так поздно
Мы встретились с тобой!

Вот хмурые годы, осенние слезы,
Мечты о прошедшем и старческий стон.
Где дни беззаботные, светлые грезы?
Их нет. Это был лишь обманчивый сон.

Обидно, досадно
До слез, до мученья,
Что в жизни так поздно
Мы встретились с тобой!

Бывало, любил я цыганские пляски,
И тройки лихие, и юный угар.
Все кануло в вечность, как в призрачной сказке.
Один я, без ласк и без сладостных чар.

Обидно, досадно
До слез, до мученья,
Что в жизни так поздно
Мы встретились с тобой!

1916

В Политехническом «Вечер новой поэзии»: Стихи участников поэтических вечеров в Политехническом. 1917-1923. Статьи. Манифесты. Воспоминания / Сост. Вл. Муравьев. М.: Моск. рабочий, 1987. (Московский Парнас). - Без указания автора музыки.


Это авторский текст Александра Кусикова (1896-1977). Известно множество фольклорных вариантов разных времен. В дискографии эмигрантского периода Юрия Морфесси (1882-1957) авторами романса указаны М. Бессмертный и Г. Гридов (см.: Очи черные: Старинный русский романс. М.: Эксмо, 2004. С. 146).


ВАРИАНТЫ (6)

1. Черная роза


Я черную розу - эмблему печали
В тот памятный вечер тебе преподнес.
Мы оба сидели, мы оба молчали,
Нам плакать хотелось, но не было слез.

В оркестре играет гитара о розе,
Шумит полупьяный ночной ресторан.
Так что же ты смотришь с улыбкой печальной,
И падают слезы в хрустальный бокал.

Любил я когда-то цыганские пляски
И пару гнедых полудиких коней.
То время прошло, промелькнуло как в сказке,
И вот я без ласки, без ласки твоей.

Ах, как бы хотелось начать все с начала,
Забыть, все что было, и снова начать.
Слезою умыться, целовать твои плечи
И жаркие губы твои целовать.

В оркестре играет гитара о розе,
Шумит полупьяный ночной ресторан.
Так что же ты смотришь с улыбкой печальной,
И падают слезы в хрустальный бокал.
(При повторе: Так что же ты смотришь с улыбкой печальной,
И падают слезы в стеклянный стакан.)

Две последние строки куплетов повторяются

С фонограммы ансамбля «Братья Жемчужные» 1970-х гг., кассета «Запрещенные блатные песни в СССР», Выпуск 1, Vincent Company Records, 1995.



2. В оркестре играют гитара и скрипка...

В оркестре играют гитара и скрипка,
Шумит полупьяный, ночной ресторан,
Так что же ты смотришь с печальной улыбкой
На свой недопитый с шампанским бокал?

Ту черную розу — эмблему печали,
В тот памятный вечер тебе я принес.
Мы оба сидели, мы оба молчали,
Нам плакать хотелось, но не было слез.

Любил я когда-то цыганские пляски
И пару гнедых, полудиких коней,
То время прошло, пролетело, как в сказке,
И вот я без ласки, без ласки твоей.

А как бы хотелось начать все с начала,
Начать все с начала, все снова начать —
Слезою залиться, смотреть в твои очи
И жгучие губы твои целовать.

В оркестре играют гитара и скрипка,
Шумит полупьяный, ночной ресторан,
Так что же ты смотришь с печальной улыбкой
На свой недопитый с шампанским бокал?

Черный ворон. Песни дворов и улиц. Книга вторая / Сост. Б. Хмельницкий и Ю. Яесс, ред. В. Кавторин. СПб.: Пенаты, 1996. С. 187-188.



3.




Вот хмурые будни, осенние слезы,
Мечты о прошедшем и старческий стон.
Где дни беззаботные, светлые грезы?
Их нет – это был лишь обманчивый сон.

Обидно, досадно до слез и до мученья,
Что в жизни так поздно я встретился с тобой.

Как раньше любил я цыганские пляски,
И тройки лихие, и хмельный угар!
Все кануло в вечность, как в призрачной сказке,
Один я без ласк и без сладостных чар.

Обидно, досадно до слез и до мученья...

Черную розу, эмблему печали,
В последнюю встречу вы мне принесли,
Мы оба молчали, так плакать хотелось,
И счастья прошедшего было так жаль.

Обидно, досадно до слез и до мученья...

Слова и музыка написаны не позднее 1923 года.

Тени минувшего: Старинные романсы. Для голоса и гитары / Сост. А.П. Павлинов, Т.П. Орлова. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2007.



4. Обидно, досадно

Вот хмурые будни, осенние слезы,
Мечты о прошедшем и старческий стон...
Где дни беззаботные, светлые грезы?
Их нет – это был лишь обманчивый сон.

Обидно, досадно до слез и до мученья,
Что в жизни так поздно мы встретились с тобой.

Как раньше любил я цыганские пляски,
И тройки лихие, и пьяный угар.
Все кануло в вечность, как в призрачной сказке,
Один я без ласк и без сладостных чар.

Обидно, досадно до слез и до мученья...

Из репертуара Юрия Морфесси (1882-1957). Запись на пластинку - фирма "Парлофон", Германия, 1930-е гг., 79036.

Очи черные: Старинный русский романс. М.: Эксмо, 2004. - подпись: М. Бессмертный - Г. Гридов.



5. Черную розу, эмблему печали...

Черную розу, эмблему печали,
При встрече последней тебе я принес.
Полны предчувствий, мы оба молчали,
Хотелось нам плакать, но не было слез.
Обидно, досадно до слез, до мучений,
Что в жизни так поздно судьба нас свела…
И мысль: что когда-то тебя я любила,
Тебе из улыбок венок я плела.
Тебя целовала, порой обнимала
И в жертву безумий себя я ввергла.
И вспомнилось наше цыганское пенье,
И песни, и пляски, и полный разгул…
Все кануло в вечность, навеки разбито,
И сердце тоскует о счастье былом.

В нашу гавань заходили корабли. Вып. 3. М.: Стрекоза, 2000.


Вариант немного не согласован. Он начинается от мужского имени, но в в целом написан от женского. Для правильности можно вторую строчку петь так: "При встрече последней ты мне принес..."


6.


Я черную розу - эмблему печали
В тот памятный вечер тебе преподнес.
Мы оба сидели, мы оба молчали,
Нам плакать хотелось, но не было слез.

В оркестре играли гитара и скрипка,
Шумел полупьяный ночной ресторан.
Так что же смотришь с улыбкой печальной
На свой недопитый с шампанским бокал?

Любил я когда-то цыганские пляски
И пару гнедых полудиких коней.
То время прошло, пролетело, как в сказке,
Теперь я без ласки, без ласки твоей.

Плачь, если хочешь, у черной гардины,
Спрятав лицо в голубую вуаль.
Мы не нашли свое счастье поныне
И ничем не унять нам нашу печаль.

Ах, как бы хотелось начать всё сначала,
Забыть всё, что было, и снова начать.
Залиться слезою, смотреть в твои очи
И жгучие губы твои целовать.

Две последние строки куплетов повторяются

Павленко Б.М. «На Дерибасовской открылася пивная...»: песенник: популярные дворовые песни с нотами и аккордами / Сост. Б.М. Павленко. Ростов н/Д: Феникс, 2008. (Любимые мелодии). C. 94-95.