АКСАКОВСКАЯ МЕЛОДИЯ

Неизвестный автор

У них в Европе
Темно, как в <…>
Там волчий пир.
У нас же сладость,
Восторги, радость,
Любовь и мир.

Там басурмане,
Здесь христиане
И белый царь.
Живем мы ныне
Всё в той же тине,
В родной трясине,
Как жили встарь.

Мы бьем баклуши
И от кликуши
Ждем трезвых слов.
Лишились рая
Они, не зная,
Не постигая
Таких основ.

Мы духом тверды;
Нас хлещет в морды
Начальство, власть.
Мы не Европа,
А бить холопа,
Сколь стерпит <…>
Ему же всласть.

<1885>

«Общее дело». Женева, 1885, № 76, авг., без подписи, в рубрике «Из запретных стихотворений последних лет».

Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. Вступит. статья, сост., вступ. заметки, подг. текста и примеч. С. А. Рейсера. Л., Сов. писатель, 1988 (Б-ка поэта. Большая сер.)


Это стихотворение - пародия на славянофилов.

Братья Аксаковы - Константин (1817-60) и Иван (1823-86) - сыновья писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, яркие представители славянофильства. Активно призывали к отмене крепостного права (Константин до нее не дожил) и предоставления народу полной свободы, "внутренней" и "внешней". Константин Аксаков, лингвист, историк и поэт, был горячим поклонником Пьера Прудона и отрицал государство. Он также автор первой российской модели анархического общественного устройства (основой его должна была стать крестьянская община). Герцен о Константине Аксакове: "...он за свою веру пошел бы на площадь, пошел бы на плаху, а когда это чувствуется за словами, они становятся страшно убедительными".

В принципе, разница между славянофилами (сторонниками особого пути развития России) и западниками (поклонниками западноевропейского пути развития) была не в конечной цели, а именно в пути к ней. И Герцен, и бывший западник Белинский, и Константин Аксаков светлое будущее представляли как бесклассовое безгосударственное общество. Славянофильство Аксаковых сводилось к идее уникальности каждого народа и его праве идти своей собственной дорогой (подобно идеям мексиканского субкоманданте Маркоса); иначе говоря, ничего общего с идеями превосходства какой-либо нации оно не имело.