ЧЕЛОБИТНАЯ К БОГУ ОТ КРЫМСКИХ СОЛДАТ

Неизвестный автор

Вседержителю наш и вселенной творец,
Вседержителю боже наш
Создатель всей твари и словесных овец,
Позволь, владыко, хвалу тебе воздать,
А на праотца Адама челобитную подать,
Внемли, владыко, преклони ухо твое ближе,
А о чем наше прошение, тому следует ниже.

1-е

Всемилостивый боже, Адам виной всему,
Не права и Ева, почто дала ему;
Ослабели они оба в тои самый час,
И пала слабость их на всех нас;
Согрешили в том сии человеки,
Остался их грех всем потомкам навеки.

2-е

К сей

Адам в роскоши породил своих сынов
И в младости их не был к ним суров,
Не мел их учить и унимать
И допустил их друг друга убивать;
Размножились их завистные семена,
И зачалась от них во всем свете война.

3-е

челобитной

По Адаме мы стали страстны и завистны
И потому и л ближним своим ненавистны,
По Еве все вышли мы прелестны,
И в том тебе, господи, все дела наши известны:
Завиствуем и друг у друга отнимаем,
Уж не по одному, по тьме братьев убиваем

4-е

служа

Женою Адам был на грех прельщен
За что он был адом поглощен,
Почто ж велел нам быть женам послушны
И против их быть слабым и малодушным,
По желаньям их во всем им угождать
И, для них странствуя, в трудах нам умирать.

5-е

салдаты

Адам чрез жену лишился приятного раю
Чрез то ж лишены и многие отеческого краю
За грех Адам лопатою землю рыл,
Для чего он нам к вящшему след открыл;
Имение отнимаем у ближнего насильно
И за его же доброе убиваем безвинно.

6-е

крымские

От Адама зависть в народе вселилась
И для убивства война вкоренилась;
И тщеславия одного край света забегаем,
Не щадя себя и жизнь свою теряем,
А к поощрению избран у нас закон,
Не знаем, при Адаме был каков он.

7-е

Драбанты

Адам детей своих не равно породил,
Так и потомков своих тем же наградил;
Многим и к честолюбию дана зависть страстно,
Много ж страждут безвинно и гибнут напрасно;
В чужих странах погибши и оставивши свою,
Ей-господи, забыли всю заповедь твою.

8-е

в Крыму

Адам в паденье сам трудно работал,
Почто же свои лопатки он нам отдал,
По смерти своей во ад хоть и попался сам,
А Каинову злость и зависть оставил нам,
До воскресения ж и сам рая не получил,
А суете мирской он народ весь научил.

9-е

живучи

Ныне же Адам с Евою живет в раю,
А нас оставил в проклятом крымском краю,
Показав, как дрова рубить косами
И собирать в поле навоз нашими руками;
День и ночь кизяк на плечах носим
И в том тебя, господи, и на праотца просим.

10-е

труды

Адам обращался наг всегда в трудах,
Лишились и мы чрез то сапог и рубах,
Обносились в Крыму, а купить денег нет,
И так мучимся уже много лет;
Трудно жить в Крыму, а снесть не можно,
Объявляем, господи, всю нужду нашу несложно.

11-е

несучи

Адам трудился и служил только для одного бога,
Для чего ж у нас явилось земных божков много,
И каждый принуждает себя кадить и почитать,
Да не знаем, от кого нам милости ожидать;
Мы всякому поем, хвалим и величаем,
Только награды и заслужа не получаем.

12-е

о нужде

Адам хотя наг ходил, да никогда не зяб,
Почему он научил делать навоз и кизяк;
Всему вышеописанному причиною Адам,
Почто все страсти в наследство оставил нам;
Сим, господи, просим, на небо взирая,
Ей, Адам достоин наказания, не рая.

13-е

своей

Всемилостивый боже, страсть и зависть истреби,
Навек честолюбие с тщеславием погуби,
Внуши добродетель с правдой в народы;
Еще можем прослужить мы на некие годы,
Нет достатка сил служить, божков земных много,
Чрез них забываем тебя, творца и бога.

14-е

тужили

Избавь нас, владыка, от многочисленных божков
И исторгни нас от вредных и тяжелых оков,
Защититель наш господь бог и спаситель,
Прибежище и покров ты, наш избавитель,
Спаси от земных божков власти
И не попусти в свирепство их впасти.

15-е

и руки

О боже сне прошение наше милостиво вонми,
А нас от Крыма проклятого в число людей прийми,
Где нет сил трудов больше сносить,
Сим должны тебя, творца бога, со слезами просить:
Всемилостивый боже, от татар и чумы нас соблюди,
Повели дух взять в рай, а из Крыму изведи.

приложили

Холодного месяца
Морозного числа,
Неурожая в Крыму денег, года.


Конец 1770-х — первая половина 1780-х годов

«Литературное наследство». 1933. Т. 9/10 (по наиболее исправному списку ГПБ (Q. XVII. 183), с некоторыми уточнениями, предложенными публикатором — Г. А. Гуковским).

Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. Вступит. статья, сост., вступ. заметки, подг. текста и примеч. С. А. Рейсера. Л., Сов. писатель, 1988 (Б-ка поэта. Большая сер.)


Ряд других списков — ГИМ, Пушкинский Дом (2 списка), ГПБ (еще 2 списка); некоторые вар. этих списков см.: «Литературное наследство». 1933. Т. 9/10. С. 151—152. Загл. др. списков: «Крымская челобитная», «Солдатская челобитная», «Челобитная», «Челобитная крымских солдат», «Его сиятельству графу фон Галченко». Вполне возможно, что сатира принадлежит автору «Горестного сказания». Г. А. Гуковским дана подробная характеристика условий жизни солдат в Крыму в 1770-х годах и обрисована личность автора: «грамотей из числа солдат или унтер-офицеров», «не чуждый своеобразной литературной осведомленности». «Поэтическая манера и. самое внешнее оформление стихотворения свидетельствует о том, что <...> он был не чужд канцелярской учености его эпохи <...> оно полностью и со всеми деталями повторяет установленную формулу прошения XVIII в.: сначала идет титул и развернутое вступление с обязательной хвалой тому лицу, к которому обращено прошение, с канцелярскими штампами вплоть до неизбежного „А о чем наше прошение, тому следуют <пункты> ниже...". Пункты перенумерованы и, как полагается, скреплены идущей через всю нумерацию их подписью челобитчиков <...> Скрепа составлена вполне „по форме" <...> Самая формула стихотворной „челобитной", по-видимому, обладала значительной выразительностью; она хорошо выражала замысел автора плача» («Литературное наследство». 1933. Т. 9/10. С. 130—131).

Драбант — телохранитель, здесь в значении: денщик в казачьих войсках (ср. такое же словоупотребление у Л. Н. Толстого в повести «Казаки», гл. 22). Это была наиболее эксплуатируемая и бесправная часть солдатской массы, находившаяся в бесконтрольном подчинении у начальства и нередко использовавшаяся не по своему прямому назначению, а для хозяйственных и иных нужд. Вонми — вникни, выслушай.