ОТПУСТИЛИ
КРЕСТЬЯН НА СВОБОДУ...
Неизвестный автор
Отпустили крестьян на свободу
Девятнадцатого февраля.
Только землю не дали народу:
Вот вам милость дворян и царя.
Мужики без земли пропадают,
А дворяне и рады тому,
Что дешевле они нанимают
Мужиков на работу свою…
Чтобы с голоду нам не подохнуть,
На дворян мы работать идем,
И живет эта жадная свора
Исключительно нашим трудом.
Прижимает нас земский начальник,
И урядник дохнуть не дает,
Поп пугает нас адом кромешным,
А за требы последок берет...
Сыновей наших гонят в солдаты,
Из ружей научают стрелять,
Для того, когда мы возмутимся,
Чтоб могли они нас усмирять.
Не довольно ли вечного горя,
Пред дворянами гнуться в дугу?
Разогнем-ка могучие спины
И покажем мы силу врагу!
Соберемся могучею ратью,
Разгромим мы дворцы богачей,
Возвратим себе матушку-землю
И не будем платить податей.
Землю поровну всю мы разделим,
У других не пойдем занимать,
Школ по всем деревням понастроим,
Будем всякие книжки читать...
Ведь Россия — что волость большая,
Мы в ней новый порядок введем,
Старшину выбирать сами будем,
Сами сход волостной соберем.
Волостной этот сход с старшиною
Мирской сбор по душам раскладут,
Собирать со всех поровну будут,
И дворяне от них не уйдут...
Сыновей не пошлем мы в солдаты,
А как будет чуть только война,
Соберем мы охотников тотчас,
И тогда уж врагам всем беда.
Так восстанем же, братья, дружнее!
И опять у нас будет земля,
И на горьких осинах повесим
Мы попов, и дворян, и царя...
<1905>
Русская революционная поэзия 1895-1917 / Сост., подг. текса и
примеч. И. С. Эвентова. Л., Сов. писатель, 1957 - под заглавием "Крестьянская
песня" (Печатается по листовке Краматорской организации РСДРП, 1905)
Одно из названий - "Крестьянская марсельеза". По ритму стихотворение
совпадает с "Отречемся от старого мира..."
Лаврова - русской "Марсельезой". Выше дан вариант со ссылкой на листовку
РСДРП, но идеология песни абсолютно не совпадает с линией этой партии - диктатурой
фабричного пролетариата, при которой крестьянское самоуправление немыслимо.
Вполне возможно, песня более ранняя, эпохи народников, и написана как реакция
на манифест 19 февраля 1861 г.
Это очень интересная песня, она подробно излагает традиционную крестьянскую
"утопию" - вольный мир без правителей, налогов, карательных органов,
попов и наемного труда, где все равны, каждый работает на своей земле, общие
проблемы решаются сходом, а вместо регулярной армии - народное ополчение. Это
стихийный крестьянский социализм, которым грезили многие поколения русских революционеров:
петрашевцы, народники, эсеры...
Девятнадцатого февраля - день выхода манифеста Александра II об отмене
крепостного права (1861).
ВАРИАНТЫ (2)
1.
Отпустили крестьян на свободу
Девятнадцатого февраля.
Только не дали землю народу -
Вот вам милость дворян и царя.
Мужики без земли пропадают,
А дворяне и рады тому,
Что дешевле они нанимают
Мужика на работу свою…
Становой нас приказом стращает,
А урядник вздохнуть не дает,
Поп пугает нас адом кромешным
И остатки за требу последок берет.
Сыновей наших гонят в солдаты,
Обучают из ружей стрелять
Для того - когда мы возмутимся, -
Чтоб могли они нас расстрелять.
Не довольно ли вечного горя,
Пред дворянами гнуться в дугу?
Разогнем мы могучие спины,
И покажем мы силу врагу.
Друскин М. Русская революционная песня. М., 1954, с. 104. Приводится
по: Соболева Г. Г. Россия в песне. Музыкальные страницы. 2-е изд., М., Музыка,
1980.
2. Отпустили крестьян на свободу
Отпустили крестьян на свободу,
Только землю не дали народу –
Это милость царя и дворян.
Мужики без земли пропадали,
А дворяне и рады тому,
Что дешевле нанимать на работу свою.
<1905>
Записано от Моисеевой Е. Т., 1895 г. р., г. Каскелен, в 1977
г. По утверждению информанта эту песню пели, когда казаков послали подавлять
черниговских рабочих в 1905 году. Причем, пели ее на улицах открыто, никого
не боясь.
Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп»,
1979, № 36