|
|||
| |||
![]() ![]() Александр Греф ВЕРТЕПНЫЙ ЯЩИК И КУКЛЫ С сайта театра Александра Грефа "Бродячий Вертеп", Москва. Вертеп и вертепное представление, живет в рамках таких устойчивых традиций, так непохож на все другие виды театра кукол, что ему уделяем, конечно, отдельную главку. Вертеп - не только спектакль, представление театра кукол, но и особая конструкция театральной ширмы в виде многоэтажного ящика. Вертепу свойственна кукольная техника особого рода - вертепные куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу куклы как ручка - проводятся по щелям в полу сцены. В вертепном ящике исстари играется только одна пьеса: Рождественская мистерия. Возникнув где-то в глубинах ХVI века (древнейшие известные нам вертепные ящики относятся к XVII веку), вертеп, пройдя от Польши к России, через Украину и Белоруссию за три века существования остался почти неизменным: тот же сюжет и те же действующие лица, освященные Священным Писанием и Священным Преданием. Та же многоярусная конструкция сцены, восходящая к средневековым мистериям, и еще более древним корням - античному ордеру. Та же техника игры и вождения кукол, произошедшая, очевидно, из подражания средневековому механическому театру. Тот же текст, без изменений произносимый уже триста лет, и включивший в себя слова и интонации всех языков, по землям которых прокатился на восток вертеп. ![]() На рисунке показана принципиальная схема вертепа, состоящего из двух ярусов, каждый из которых в свою очередь складывается из двух отсеков: коробки сцены и узкого пространства для движения руки кукловода. Кроме того, в пространстве под крышей вертепа может быть помещена лампа или свеча, для освещения Вифлеемской звезды. Обозначены щели в полу сцены, по которым движутся куклы, ведомые рукой, перемещающейся под полом. Кроме двух основных этажей и "чердака", украинский вертеп, белорусская батлейка имели еще один нижний этаж для устройства ада. ![]() Троичное вертикальное строение вертепа освящено трех частным строением Рождественской мистерии, изображающей жизнь на небе - в Раю, на земле, и в Аду. Верхний этаж предназначен для изображения Святого семейства и сцены поклонения волхвов и пастухов, для благовестия ангела. Нижний этаж изображает покои царя Ирода, и на нем играется основные по длительности и фабульному содержанию сцены вертепа: диалоги Ирода и воинов, Ирода и волхвов, Ирода и Рахили, Ирода и Смерти, избиение младенцев воинами по приказу Ирода, усекновение головы самого Ирода и избиение его слуг Смертью и чертями, падение их в ад - все разыгрывается на нижней сцене. Трехчастное строение мистерии не позволяет жителям рая: Святому семейству, ангелам, пастухам, - спускаться на нижний этаж, а обитателям нижней сцены: Ироду, его слугам, адским силам - подниматься наверх. Это очень важное свойство мистериальной сценографии: жизнь верхнего и нижнего этажей никогда не пересекаются. ![]() Щель верхнего этажа обычно делается полукруглой с расширениями по краям дуги для ввода кукол, которые должны пройти перед Святым семейством, помещенном в центре верхнего этажа внутри символического изображения пещеры – вертепа – в которой родился Иисус Христос. Выход или уход кукол со сцены по обеим сторонам от Святого семейства закрывается от глаз зрителей занавесочками или дверцами. ![]() Устройство нижнего этажа традиционного вертепа несколько сложнее, чем этажа верхнего. На нижнем этаже, так же как и на верхнем, имеются кулисы для ввода кукол, выполненные в виде арочки с занавесом, дверцы или какой-либо иной выгородки, но сама щель нижнего этажа уже не может быть просто дугой. Дело в том, что в театре кукол организация сцены - ширмы, ее конструкция, неразрывно спаяна с техническими возможностями кукол, и как ни в каком другом театре определяет игровые, "художественные" свойства зрелища. Например в некоторых районах Украины вертеп к началу ХХ века утратил 2 этажа, а щели сложного профиля разогнулись в прямую. От чего куклы выстролись в ряд по переднему краю сцены. Но сколько кукол можно поставить в ряд по просцениуму? У кукловода всего две руки, за ящиком вертепа более двух человек не поместиться, значит четыре? Но если вы выведете на сцену сразу четверых персонажей, а затем средних потребуется увести, то вам все равно придется уводить по щели и крайних, как если бы вам захотелось поменять местами вагоны поезда. А закон театра в том, что любое перемещение по сцене должно быть мотивировано. Поэтому вам необходимо заранее, прежде чем вы возьметесь пропиливать щели в полу сцены, продумать все перемещения кукол и диалоги. Тем более если учесть, что выстроенные в линию персонажи общаться могут только с соседями. ![]() "Механистическая" конструкция вертепа очень статична. Щель, выпиленная дугой, отчасти снимает однообразие движения: куклы, которая проходит будто по всей площади сцены. Две дуги, как делали в некоторых старинных вертепах, позволяют кукле пройти по очень сложным траекториям и даже встать друг за другом, как на большой сцене. В некоторых ящиках дуга дополняется отводами к углам и к центру, увеличивая свободу действия кукол. Но, конструируя вертепный ящик, помните, что щели не могут идти по замкнутой линии, и чем более их общая протяженность, тем слабее пол сцены. ![]() Конструкция нижнего этажа вертепа должна обеспечивать все сценические эффекты, предусмотренные в спектакле: появление черта из-под пола иродового дворца, усекновение головы Ироду и падение его обезглавленного тела в ад. Люк для появления черта из-под сцены обычно делается вблизи трона Ирода или непосредственно под троном. В момент появления черта царский трон опрокидывается, разваливается на части или проваливается в ад, черт появляется в "снопе пламени", вырывающегося из люка. Кроме скольжения по прорези, вертепная кукла может немного наклоняться в щели, и это позволяет сыграть сцены "усекновения головы" и "избиения младенцев". ![]() Ширина щелей и их конфигурация должны разрешить свободное и плавное движение кукол. Но одновременно следует скрыть щель от зрительских глаз каким-либо ухищрением. К примеру, обить пол сцены, на манер старинных вертепщиков, заячьим мехом, отчего плавное скольжение кукол становится воистину волшебным. Кукловод, манипулируя куклами под полом сцены, наблюдает за ними, вплотную приблизив лицо к задней стенке вертепа с потайными отверстими для его глаз. Кроме того конструкция вертепа предусматривает освещение верхнего и нижнего ярусов живым пламенем свечей в навесных фонарях, и возжжение Вифлеемской звезды потайным светильником из-под крыши вертепного ящика. Сценография этажей традиционна, как и само действие: на верхнем этаже изображается Святое семейство, на нижнем - покои Иродового дворца. ![]() Изображение Святого семейства - одна из самых трогательных картин христианской культуры. Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, склонившиеся над яслями с младенцем Иисусом, тесный вертеп, который обычно изображался как сводчатое помещение, волы, овцы, ослик, заглядывающие в окна или робко теснящиеся у входа, коленопреклоненные пастухи, волхвы с дарами, ангелы, парящие над вертепом, и, конечно же сияющая Вифлеемская звезда, все это тысячи и тысячи раз изображалось, описывалось, воспевалось всеми христианскими народами! И все же нет возможности удержаться и не начать строить самому эту удивительную картинку с известными всем с младенчества персонажами! Чудо театра вертепа в бесконечном повторении и вариациях одного и того же знакомого и важного действия. Традиция православия в белорусском, украинском русском вертепах не допускает каких-либо сценических действий с прямым участием Святого семейства: диалогов, манипуляции куклами и прочего. Святое семейство лишь объект поклонения, шествующих по дуге верхнего этажа пастухов, волхвов, животины. От имени Господа говорят ангелы, которые напрямую вмешиваются в сценическое действие и определяют его течение. ![]() Собственно Рождественское действо может быть ограничено изображением сцены Поклонения, и поздравлением зрителей с праздником Святого Рождества как оно было и есть у многих народов в театральных зрелищах близких вертепу: в Испании, Бельгии, Италии, французском Провансе, Чехии, на Балканах, в Польше - по всему христианскому миру. Однако, закон театральности таков, что вслед за торжеством, вслед за сакральным поклонением неизменно появляются комические сцены, "снижающие" праздник, и в "ясельное действо" повсеместно включались интермедии на местные темы, с местными национальными персонажами. Эта двоякая природа театра хотя и снижает уровень сакральности, святости, торжественности мистерии, но, с другой стороны, овевает праздник живым дыханием народной веселости и превращает события Священного писания в события сиюминутные, сегодняшние, делая причастным к нему всех, на празднике присутствующих. ![]() Белорусская "батлейка" (по имени Вифлеема, города рождения Иисуса Христа), украинский и русский "вертепы" (вертеп - пещера, тайное укрытие, в котором поселилось Святое семейство, прибыв в Вифлеем) особое внимание уделили разработке сюжета о злодеянии царя Ирода и воздаянии за содеянное зло. Хотя батлейка и украинский вертеп появились приблизительно одновременно или только чуть позднее польской "шопки" (шопка - шалаш для скота, в который поместили Младенца), и разработка сюжета о злодеяниях Ирода принадлежит трем традициям, есть основания полагать, что драматургическую законченность и целостность он получил в вертепе и батлейке. Большая часть вертепного действа происходит на нижнем этаже во дворце Ирода. Даже само представление вертепа, описанное исследователями народного театра рубежа XIX и ХХ веков, носило название "Смерть царя Ирода". В этом видится особая традиция православной культуры, не позволяющей прямого, а лишь косвенный сценический рассказ о событиях Священного писания. ![]() Куклы вертепа конструкции простейшей: тело куклы насаживается на стержень - рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшивается тканью или раскрашиваются. В различных музейных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Варшавы сохранились образцы вертепных кукол XIX века. Старинные куклы из коллекции Н.Д. Бартрама, хранящиеся в музее ГАЦТК им. С.В. Образцова в Москве, привезены когда-то из Малороссии. (Бартрам Николай Дмитриевич, 1873–1931. Художник, искусствовед, коллекционер, создатель Кустарного музея и Музея игрушки, часть коллекции которого хранится ныне в музее ГАЦТК.) Они изготовлены из драпированных тканью деревянных брусочков с подложенной под ткань ватой для придания телу куклы объема. Высота кукол 25-30 сантиметров с рукояткой, которая составляет приблизительно половину общей их высоты. Рукоятка этих кукол оканчивается круглой подставкой, на которой кукла могла стоять неподвижно в момент действия других персонажей пьесы. Ткани и материалы, примененные для создания этих кукол, удивительно гармоничны соответствующим костюмам: лоскут старинного светлого сукна в мантии Ирода, золоченая жесткая бумага для лат воина, в одежды Ангела включены кусочки золотой парчи, волосы его выполнены из льна, крылья из настоящих перьев. Головы кукол из коллекции Бартрама вырезаны отдельно от тела из материала, напоминающего гипс. Имеются свидетельства о том, что заготовки голов для вертепных кукол продавались на базарах, и возможно в данной коллекции мы имеем дело с подобным случаем. Лица раскрашены условно: намечены глаза и рот, но для вертепного действа этого вполне достаточно. ![]() Вертепные куклы лишены пластики, все их действия построены на диалогах, точнее сказать монологах, поскольку куклы даже обращаются друг к другу, обращаясь в зрительный зал. Вертепное представление опирается на древнейшие театральные приемы античной трагедии, подразумевающие минимум действия при огромной концентрации страстей: рождение Спасителя, бегство в Египет, избиение тысяч детей на глазах Матери, умерщвление злодея, раскрытые врат ада - все это изображается в вертепе самыми скупыми средствами. Можно сказать, что вертепное представление существует в воображении зрителей, ибо цель его не повествовать о событиях Библейской истории, которые и так известны каждому в контексте христианской культуры, а вызвать в памяти их образы. И в этой скупости, наивности действия, обращенного напрямую к тайнам сознания, скрыта его магическая сила. ![]() Вертепная кукла во время представления стоит неподвижно, и лишь произнося текст чуть покачивается, при этом остальные куклы замирают. Внимание зрителей всегда концентрируется на действующей, на говорящей кукле. Выдвигаясь вперед вначале своей сцены, кукла обязательно именует себя: "я царь", "я смерть", "мы три цари". Каждая из кукол волшебным образом выплывает на сцену, произносит монолог, выполняет одно единственное действие, для которого предназначена и покидает сцену. И эти скупые действия, обеспеченные оригинальной и в то же время традиционной конструкцией каждой куклы, в большой мере определяют театральный эффект спектакля. ![]() Главный персонаж спектакля - царь Ирод почти все действие находится на глазах зрителей. Усекновение головы Ирода смертью - эффектнейшая сцена спектакля. Голова его, закрепленная на выдвигающемся стержне, коротких штырьках, иным способом, отпадает от тела при ударе косы. При этом в некоторых вертепах для большего эффекта из под падающей головы вытягивается красная нить. Смерть, самая крупная из кукол, обязана производить устрашающее впечатление. Кроме того, ее механизм предназначен обеспечить хорошо видимый зрителем и точный удар косы. Вертеп приучает к экономии средств - минимум движений, но каждое полно смысла и театральной зрелищности! ![]() Избиение тысяч младенцев в вертепе изображается единственным уколом, но каким! Воин подходит к Рахили, умоляющей Ирода не убивать ее единственное дитя, и, воткнув в младенца пику, вырывает его из рук матери. Я не знаю более страшной картины в театральном искусстве, хотя на пику, по сути, накалывается маленький тряпичный кулечек, не имеющий даже глаз. Традиционно черт - одна из более подвижных кукол вертепа. В народном представлении черт не страшен, а противен: скользкий, на тоненьких ножках он вихляет развинченными членами. Появление черта вызывало не ужас, а смех, тем более, что он уносил в ад главного злодея - Ирода. ![]() Волхвы или "три царя", как они себя сами величают, одна из оригинальнейших кукол вертепа. Три волхва в сознании создателей вертепа - один персонаж. Они никогда не появляются по одному, их подарки: золото, ладан и мирра - триедины. И кукла, изображающая "трех царей", часто изготавливалась триединой - три тела, прикрепленные к одной ручке. Пастухам, самым близким народному сознанию персонажам, часто отдавались слова той искренней живой радости Рождества, которую испытывали создатели вертепа и которая в наименьшей степени поддавалась канонизации. Потому и куклы пастухов и их овечек наиболее вольные, приближенные к народному костюму родной местности. ![]() Куклы ангелов и Святого семейства возможно исполнить только в случае искреннего благоговейного отношения к ним, в противном случае они превратятся в святотатственную карикатуру. Из основных действующих лиц вертепа выше описаны практически все, однако два слова следует сообщить еще о двух: служке, зажигающем свечи, и Вифлеемской звезде. Зажигание свечей в начале представления вертепа и погашение свечей по его окончании - два из важнейших и красивейших момента всего действа. Не всегда, но в некоторых вертепах изготавливается специальная кукла служки, которая обходит с горящей свечей этажи, зажигая одну за другой светильни, а затем обходит вертеп, гася их. Кукла служки, по сути своей, единственный собственно театральный персонаж, придуманный специально для обслуживания сцены, для создания театрального эффекта, и которому единственно разрешено свободно перемещаться между вертепными сакральными этажами. Конструктивно служка должен иметь непропорционально длинные руки, дабы дотянуться до свечей в светильниках, вынесенных за пределы сцены вертепа. ![]() Звезда Вифлеема также важнейшее "действующее лицо" не только вертепа, но самого Рождества, важнейший и непреходящий его символ. Придумать самому как встроить ее в вертепный ящик, как и в какой момент действия ее зажечь - большая радость и ответственность вертепщика. И я не стану отнимать у вас радости потрудиться над Вифлеемской звездой описаниями известных мне конструкций и приемов. ![]() Одноэтажный вертеп. В русской традиции известна одноэтажная конструкция вертепа, с куклами, управляемыми снизу, как и в вертепе многоэтажном. Некоторые исследователи (см. Давидова М.Г. Вертепный театр в русской традиционной культуре. Традиционная культура, 1/2002) считают одноэтажную конструкцию вертепа собственно русской традицией. Одноэтажный вертеп вынужденно представляет только сцену Иродового дворца, а Святое Семейство помещается слева (для зрителей) от трона Ирода, или, как и адские сцены, в обязательном трех частном строении вертепа, выносится за пределы ящика на картинки. Впрочем, не исключено, что вам, каким-либо ухищрением удастся устроить сменную декорацию и на одном этаже. Бог в помощь! P.S. Я должен повиниться перед читателями в том, что в некоторых своих ранних статьях рассказывал о конструкции вертепа с куклами на штангах, которые управляются сверху. Такой вертеп возможен, он проще традиционного и в изготовлении, и в работе, но ошибка моя в том, что я эту конструкцию, появившуюся усилиями художников всего лишь двадцать лет назад, рекомендую как тардиционную. Одна из таких статей, в общем-то неплохая по части помощи в постановке вертепного действа, опубликована на сайте журнала "Игра и дети" (А. Греф. Рождественский вертеп). |
|||
|