Александр Греф,
театр «Бродячий Вертеп»


ВЕРТЕПНОЕ ДЕЙСТВО

Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября", №23/2007.


ЗАГАДОЧНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Перед нами маленький двухэтажный домик. У него нет передней стены, и мы видим на верхнем этаже пещерку-вертеп, в глубине — ясли с младенцем, склонившихся над младенцем Пресвятую Богородицу и святого Иосифа, ослика, вола и ягнят... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей… Плавно, будто чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает радостную весть!.. Пастухи и волхвы выходят из потаенной дверки поклониться младенцу... На нижнем этаже грозный Ирод повелевает убить дитя. Выходит смерть с косой и отсекает голову царю. Трон рушится, и черт уносит злодея в ад! И никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!..

Вертепное действо — удивительное представление, которое бытует в России более двухсот лет. Играли его на Святки от Рождества до Крещения. Небольшой кукольный театрик с изображением пещеры, в которой родился Спаситель, обладает магической притягательностью, возможно, оттого, что вертеп — театр особого рода: он не знакомит нас с новыми героями и необычными приключениями, но, напротив, повествует историю, известную каждому с младенчества, простую и трогательную. Вертеп играли, переходя из дома в дом, повторяли игру с песнями и колядками.

Вертепный ящик
Вертепный ящик

Те, кто придумал этот особенный, очень редкий вид театра кукол где-то на пороге XVIII в., были людьми просвещенными: они знали толк в средневековой мистерии, видели кукольные изображения Рождества, пошедшие от итальянских «презеппе» по всему христианскому миру, были знакомы и с механическими театрами своего времени. Но они были и людьми простодушными, поскольку, пытаясь воспроизвести завораживающую пластику сложных механических кукол, изобрели новый принцип кукольного театра, очевидно, сами того не подозревая. В истории искусств такие вещи случаются.

Вертеп возник как будто бы сразу в законченном виде. Неизвестны промежуточные его виды, так сказать, этапы становления. Напротив, самые древние сохранившиеся вертепные театры XVIII в., как говорят вертепники, — «ящики», одновременно и самые сложные по конструкции.

Но главное в загадочном происхождении вертепа вот что: он возник в многоязыковой, многоукладной среде, в которой разные культуры жили бок о бок, соседствовали и не враждовали! Именно поэтому вертепная драма почти в неизменном виде существует и на Украине (вертеп), и в Польше (шопка, по названию укрытия для скота, в котором пряталась семья Спасителя), и в Белоруссии (батлейка, от Бетлема (Вифлеема) — места действия рождественских событий), и в Великороссии (вертеп — «пещера» в переводе с церковнославянского). И именно поэтому невозможно точно указать родину вертепа, но лишь район западных границ бывшей Российской империи, где-то между Польшей и украинскими Карпатами.

В России вертеп игрался уже в XVIII в., и не где-нибудь, а в Сибири, завезенный туда выпускниками Киево-Могилянской духовной академии. Играли его и в Смоленской губернии, и даже по Волге. Но в России вертеп не стал «крестьянским» театром, как на Украине и в Белоруссии, а сделался зрелищем городских окраин и ярмарок.


В СТАРИНУ И СЕГОДНЯ

Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже в три этажа, со сложными украшениями, и хранили как реликвии по многу лет. Куклами управляли через специальные щели на дне ящика.

Текст вертепного действа передавался из уст в уста, за века в нем сплавились и языки, и обычаи, и время. Но как дорого целомудрие, с которым наши предки отнеслись к рождественской истории! Никто не вложил слов в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества, собственно вертеп, — лишь знак, картина, икона, которая освящает все действо.

К 20-м годам прошлого века вертеп в России практически забыли, но лет тридцать назад снова стали потихоньку вспоминать об этом уникальном явлении культуры. Сегодня же в стране пять вертепных Рождественских фестивалей: в Москве два, свои фестивали в Коломне, Санкт-Петербурге, Владимире. И появятся еще, вот увидите! Есть даже Гильдия вертепщиков, помогающая хранить традиции.

Если вы решили сделать свой вертеп, то знайте, что вертепный театр — прежде всего конструкция. Символика вертепного действа проста и точна: вверху — рай, внизу — ад. Никогда живущие в раю: Святое семейство, ангелы — не переходят вниз. Никогда жители ада: черт, смерть, царь Ирод, его войско — не поднимутся наверх.

Литературы по вертепу сегодня немало. Можно найти и тексты вертепной драмы, и картинки, и музыку. Но как бы точно вы ни выучили текст пьесы, в вертепе изображение все же важнее слов.

Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество близким! Вертеп нужно играть каждый год, каждое Рождество, и потому действо можно усложнять год от года. Все, что вы сделаете, будет хорошо! Потому что без любви вы за дело не возьметесь, а любовь и есть главное лицо этой драмы.

Позволю себе замечание, не относящееся собственно к вертепному действу, но касающееся празднования Рождества и Святок. Без поста праздника быть не может. А пост — это серьезность, сосредоточенность. Попробуйте из празднества убрать ожидание праздника — и все распадется, праздника не будет. Так было заведено не нами: перед Рождеством — сочельник, то есть строгий пост.


СЦЕНЫ И КУКЛЫ

(Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.)

Двухэтажный вертепный ящик — самая традиционная и устойчивая составляющая вертепного представления. Его сделать не так уж и сложно, как может показаться, главное — решить и взяться за работу. В полу верхнего и нижнего этажей щели, по которым проводятся куклы, под полом — скрытое от глаз зрителей пространство для руки кукловода. На верхнем этаже ящика — вертеп со Святым семейством, на нижнем — тронный зал Ирода. Над вертепом сияет Вифлеемская звезда.

Все вертепное действо длится 15 или 20 минут в зависимости от текста, которым вы пользуетесь, и музыкального сопровождения.

Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, то есть изображение рождественского вертепа, позволяет проявить всю вашу любовь к этому празднику. Существуют канонические изображения Рождества, но в театре позволительно фантазировать. Сделайте вертеп кукольным, а не рисованным, это праздничнее!

Наверху разворачиваются первые сцены: ангел возвещает радостную весть, пастухи и волхвы приходят поклониться Святому младенцу.

Внутренние покои дворца Ирода
— нижняя сцена вертепного ящика.

Царский дворец обозначается троном, на котором сидит царь Ирод. Во дворце Ирода разворачивается основное действие пьесы.

Самое замечательное и интересное в нижнем ярусе то, что конструкция его должна позволить выскочить из-под трона черту и утащить злодея Ирода в ад!

Вертепные куклы особого рода. Они насажены на штырь, который уходит в щель под сцену, отчего кажется, что движутся куклы по поверхности сцены волшебным образом.

Размеры кукол зависят конечно же от размеров сцены. Но в любом случае кукла должна быть соразмерна руке: высотой в ладонь или чуть больше. Тщательность проработки деталей: лица, украшений одежды — зависит от вашего желания и вкуса. Однако условное, символическое зрелище — вертепная драма — допускает использование и очень условных кукол: без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица — достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

Ангел украшается серебряной и золотой тканями. В руках — цветущая ветвь или колокольчик. Выходит трижды: в первой и последней сценах, открывая и завершая действо, во второй сцене сообщает Рахили о том, что ее дитя взято на небо.

Ангел
Ангел

Пастух или пастухи, часто юноша и старик. Овечек можно прикрепить к пастухам.

Пастух
Пастух

Три царя, волхвы. Кукла очень своеобразна: все три крепятся на одном пруте, драпируются контрастными тканями. Выходят либо только в начале действа, либо в начале и в конце — на поклон младенцу. Волхвы могут сообщить Ироду о рождении царя, не спускаясь вниз, во дворец.

Волхвы
Волхвы

Рахиль с младенцем может быть одета, как и пастухи, в национальные одежды той местности, где играется вертеп. Рахиль — мать всех детей, погибших от рук злодеев. Она держит на руках младенца. В сцене избиения младенцев младенец вынимается из ее рук. Эта сцена одна из ключевых.

Рахиль с младенцем
Рахиль с младенцем

Смерть. Как правило, скелет, иногда одетый в хламиду. Смерть держит в руках косу, которой отсекает Ироду голову. Если коса прикреплена к кукле неподвижно, то движение — главное в сцене — выполняется всем телом. Смерть, резко наклонившись, бьет косою Ирода под голову так, чтобы снять голову со штыря. Голова слетает и повисает на красной нитке.

Смерть
Смерть

Царь Ирод. Самая большая и нарядная кукла. По традиции, у Ирода съемная голова, которая надевается на штырь, а срубленная висит на красной нитке. Ирод должен, по возможности, иметь грозное выражение лица. Ноги и руки Ирода в пьесе не действуют и могут драпироваться одеждой. Ирод сидит на троне почти все представление. При появлении Смерти встает с трона, трон под удары грома разваливается, открывая врата ада, из которых выскакивает черт.

Царь Ирод
Царь Ирод

Черт. Ликом черен, с огненно-красной пастью. В русской традиции черт более противен, чем страшен, не грозный, а юркий и «скользкий». Черт выходит на сцену по зову Смерти и уносит тело Ирода в ад. «Уносит» условно — достаточно прижать кукол друг к другу.

Черт
Черт

Воины. Одна или две куклы. Царь Ирод обращается к воинам во множественном числе, но, если воин один, — это вполне приемлемая театральная условность. Воины — очень красочные куклы: они могут быть в латах, как римские легионеры, в кафтанах, как опричники… Однако один из них должен обязательно держать в руках пику, которой убивает младенца, вынимая его из рук матери и унося. Воины выходят дважды: сначала на зов Ирода, затем, конвоируя Рахиль.

Воин
Воин


ЛИТЕРАТУРА

Некрылова А.Ф., Савушкина Н.И. Народный театр. Библиотека русского фольклора: Т. 10. — М., 1991.

Греф А.Э. Театр кукол. — М.: ВЦХТ, 2003.

Сайт театра «Бродячий Вертеп»: http://booth.ru