(midi)
Lili Marleen
(Лили Марлен)
Music: Norbert Schultze (1911-2002), 1938
Text: Hans Leip (1893-1983), 1915
1. Vor der Kaserne
Vor dem großen Tor
Stand eine Laterne
Und steht sie noch davor
So woll'n wir uns da wieder seh'n
Bei der Laterne wollen wir steh'n
Wie einst Lili Marleen. (bis)
2. Unsere beide Schatten
Sah'n wie einer aus
Daß wir so lieb uns hatten
Das sah man gleich daraus
Und alle Leute soll'n es seh'n
Wenn wir bei der Laterne steh'n
Wie einst Lili Marleen. (bis)
3. Schon rief der Posten,
Sie blasen Zapfenstreich
Das kann drei Tage kosten
Kam'rad, ich komm sogleich
Da sagten wir auf Wiedersehen
Wie gerne wollt ich mit dir geh'n
Mit dir Lili Marleen. (bis)
4. Deine Schritte kennt sie,
Deinen zieren Gang
Alle Abend brennt sie,
Doch mich vergaß sie lang
Und sollte mir ein Leids gescheh'n
Wer wird bei der Laterne stehen
Mit dir Lili Marleen? (bis)
5. Aus dem stillen Raume,
Aus der Erde Grund
Hebt mich wie im Traume
Dein verliebter Mund
Wenn sich die späten Nebel drehn
Werd' ich bei der Laterne steh'n
Wie einst Lili Marleen? (bis)
mp3 - запись Лале Андерсен, 1939
http://ingeb.org/garb/lmarleen.html
Стихотворение сочинил уроженец Гамбурга, сын портового рабочего Ханс Ляйп в
1915 году, стоя на посту в Берлине и ожидая отправки на русский фронт. В одном
образе он объединил имена двух своих подружек, с которыми в то время встречался
- дочери бакалейщика Лили и медсестры Марлен. После войны Ляйп стал поэтом и
художником, и в 1937 стихотворение вышло в его сборнике как "Песня молодого
солдата на посту". В 1938 году в Цюрихе было положено на музыку Норбертом
Шульце, и в 1939 песня записана на пластинку работавшей с Шульце кабаретной
певицей Лале Андерсен (1905-1972) под заглавием "Девушка под фонарем".
Запись успеха не имела, но вскоре началась Вторая мировая война.
В 1941 в оккупированном Белграде было создано немецкое "Солдатское радио
Белграда" для вещания на Европу и Средиземноморье. Ставить в эфир было
нечего, так как большинство доступных записей были запрещены Министерство пропаганды.
Сотрудника радиостанции, отправлявшегося в Вену, просили разыскать что-нибудь
для эфира. Среди привезенных дисков была эта малоизвестная песенка, случайно
найденная в каком-то магазинчике. За неимением большого выбора, "Лили Марлен"
стали регулярно крутить по "Радио Белграда". Успех в войсках был огромный.
Министерство пропаганды запретило песню, так как та «подрывала моральный дух
солдат», но вынуждено было уступить требованиям войск, желавшим слушать "Лили
Марлен". "Радио Белграда" стало передавать песню ежедневно в
конце эфира, в 21.55. Пока она звучала (3 минуты), бои обычно прекращались -
союзники тоже слушали песню.
"Лили Марлен" стала самой известной песней Второй Мировой войны и
была переведена на несколько десятков языков. См., например, на английском,
французском, испанском,
итальянском, а также русские
тексты Иосифа Бродского и Наталии Краубнер (к последнему см. mp3
в исполнении Натальи Шмидт). Вошла в репертуар Марлен Дитрих (на английском
и немецком). Была создана также антифашистская немецкая версия "Ich
muß heut' an Dich schreiben" исполнявшаяся Люси Маннхейм (mp3,
1943): в ней Лили Марлен пишет письмо любимому на фронт с пожеланием увидеть
Гитлера висящим на фонаре - эту запись союзники крутили по радио для немецких
солдат.
На фризском острове Лангеоог в Нижней Саксонии Лили Марлен и Лале Андерсен поставлен
памятник - девушка, ждущая под фонарем. Райнер Вернер Фассбиндер в 1980 снял
одноименный художественный фильм об истории песни c Ханной Шигуллой в главной
роли.
Подробнее история песни - http://de.wikipedia.org/wiki/Lili_Marleen.
Фонограммы и тексты на разных языках - http://ingeb.org/garb/lmarleen.html.
Лале Андерсен