|
Наталья Автономова
Москва
Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха
и Д. В. Сарабьянова. - М.: Языки русской культуры, 2000. - (Язык. Семиотика.
Культура). - с. 120-128.
Находясь в Германии с конца 1896 г. по август 1914, пройдя курс обучения в школе-студии
словенского художника Антона Ашбе и в Королевской Академии художеств у Франца
Штука, Кандинский постепенно приобрел авторитет и уважение в Германии, став
полноправным участником ее художественной жизни. В этот период он внимательно
следил за культурными событиями, происходящими в России, и стремился активно
в них участвовать.
Он почти ежегодно приезжал в Россию, посещал Одессу, Москву и Петербург, регулярно
экспонировал свои произведения на выставках Московского товарищества художников,
Нового общества, Товарищества Южнорусских художников, на выставках "Бубновый
валет", "Салона" В. Издебского. Его статьи, посвященные искусству Германии,
печатались в журналах "Мир искусства" и "Аполлон".
В 1909-1911 гг. Кандинский участвовал в Интернациональных выставках, организованных
скульптором В. Издебским. На второй выставке "Салона" художник представил 53
работы, а в каталоге опубликовал статью "Содержание и форма". Кандинский был
не только участником выставок, но и консультантом В. Издебского. "Второй передвижной
"Салон" вскоре откроется в России, - сообщал он австрийскому композитору
Арнольду Шенбергу в январе 1911 г. - Выставка интернационального искусства состоится
в центральных городах России и будет посвящена "новому искусству". Ее организатор
- скульптор Издебский мой хороший друг. Как обычно, он попросил меня помочь
в организации выставки и порекомендовать авторов интересных статей по искусству"1.
"Салоны" были задуманы не только как выставки, они должны были популяризировать
все виды современного искусства, формировать вкусы публики, стать центрами культуры.
В залах выставки устраивались концерты, читались лекции, возникали острые дискуссии
между противниками и сторонниками новых течений. Бесчисленное множество репортажей
и рецензий, уничтожающих и восторженных, появилось в прессе. Среди авторов были
С. Маковский, А. Ростиславов, И. Репин и А. Бенуа"2. Отмечалась талантливость
М. Ларионова, А. Лентулова, В. Денисова, В. Кандинского, Г. Якулова.
О Кандинском писалось, что его отличает "оригинальный принцип симфонизации красок".
Выставка в Одессе вызвала скандальную реакцию в среде местной публики: произведения
Гончаровой, Ларионова, Кончаловского, Бурлюка и Кандинского были попорчены анилиновыми
чернильными карандашами.
Подобную реакцию вызвала и первая выставка "Бубнового валета", организованная
в Москве в конце 1910 г. "Выставка безумия" - так называли ее современники.
"Начиная с самого названия выставки - "Бубновый валет", претенциозного
до нелепости, почти все находящееся в ней крайне несуразно и, главное, антиэстетично",
- писала газета "Голос Москвы"3. Досталось и Кандинскому, выставившему
четыре импровизации. "Вот - В. Кандинский, - писал Р. Ивановский в московской
газете "Раннее утро". - И публика, и товарищи-художники помнят, конечно, его
смелые, яркокрасочные полотна, его изящные плакаты. Настоящий живописец чувствовался
в них. Потом... Потом началось "это"... и я, простояв целых десять минут около
этих "Импровизаций", ничего, - абсолютно ничего, не понял. - В левом углу картины,
кажется, мерещится человеческое лицо! - сказал кто-то сзади меня. - А направо,
как будто, ноги? Я еще раз пристально вгляделся в "Improvisation". Нет. Ни лица,
ни ног. Ничего. Скажите, разве же это не ужас?" - подытоживал критик4.
Композитор Фома Александрович Гартман и его жена подробно описали Кандинскому
атмосферу проходившей выставки и послали план экспозиции "комнаты мюнхенцев".
Они сообщали, что Лентулов, Машков и Гончарова выставили много вещей, Ларионов
- поменьше. Перед картинами Кандинского собирается толпа зрителей, и "ругаются
до бесконечности".
Кандинский экспонирует свои произведения в России в основном на выставках авангардистского
направления, которые вызывали яростные нападки со стороны критиков и публики.
Их устроители стремились показать различные новейшие течения современного искусства,
придать выставкам, с одной стороны, европейский характер, с другой - подчеркнуть
их национальное своеобразие. И если первоначально, на выставки МТХ и ТЮРХ, Кандинский
приглашался как равноправный участник, наравне с другими начинающими художниками,
то в "Салоне" В. Издебского и на первой выставке "Бубновый валет" он уже был
представлен как лидер мюнхенской группы художников, как организатор общества
"Фаланга" и "Нового художественного общества - Мюнхен".
В это время у Кандинского складываются творческие и дружеские отношения со многими
русскими художниками: Д. Бурлюком, Н. Кульбиным, М. Ларионовым, Н. Гончаровой,
П. Кончаловским, И. Машковым, В. Марковым (Матвей), В. Барановым-Россине, Г.
Якуловым. Об этом свидетельствует и его личная переписка, и организационная
деятельность. Будучи председателем "Нового художественного общества - Мюнхен"
Кандинский первый обратился к Н. Кульбину, руководителю петербургской группы
Треугольник", с предложением о сотрудничестве. Он послал Кульбину устав общества
и каталог выставки. Многие русские художники были членами этого объединения:
А. Явленский, М. Веревкина, В. Бехтеев, В. Издебский, а в альманахе "Синий всадник"
Кандинский опубликовал статьи Д. Бурлюка и Н. Кульбина, стихи М. Кузмина, выдержки
из сочинений В. Розанова. Во второй выставке (графической) "Синий всадник" участвовали
М. Ларионов, Н. Гончарова, К. Малевич.
Как теоретик и основоположник нового направления в искусстве Кандинский должен
был выступить с докладом на Всероссийском съезде художников, состоявшемся в
декабре 1911 г. в Петербурге. 5 октября 1910 г. Кандинский писал Кульбину из
Москвы: "Съездом приглашен к участию, записался и даже заявил доклад, который
и готовлю..."5. Доклад состоял из основных положений книги "О духовном
в искусстве", опубликованной в Мюнхене в конце 1911 г. В связи с тем, что Кандинский
был занят подготовкой к первой выставке "Синий всадник", он обратился к Кульбину
с просьбой прочесть его доклад на съезде. Доклад вызвал оживленную полемику,
и его текст был напечатан в первом томе "Трудов Всероссийского съезда художников"
в 1914 г.6
К открытию съезда предполагалось организовать несколько выставок. Планировал
выставку - "прогрессивных групп" и Кульбин. Он обратился с предложением об участии
в ней и к Кандинскому, и к членам "Нового художественного общества - Мюнхен".
Кандинский дал свое согласие и рекомендовал в качестве участников Г. Мюнтер,
А. Явленского, М. Веревкину, Ф. Марка, Е. Эпштейн, обозначив эту группу как
"прусская фракция". Он подчеркивал, что весь его художественный кружок "вообще
тяготеет к России, считает русское искусство себе близким"7. Однако
проект этой выставки не был осуществлен, как и попытка с помощью Кульбина показать
сценическую композицию Кандинского "Желтый звук", над музыкальной частью которой
работал Ф. Гартман8.
В России Кандинского привлекали именно те художественные объединения, чьи идеи
и поиск новых форм выразительности были созвучны его собственным интересам в
искусстве. В январе 1912 г. было учреждено общество "Бубновый валет", Кандинский
стал его действительным членом. еще в октябре 1911 г. И. Машков информировал
его, что основателями "сего общества" являются Давид Бурлюк, Кончаловский, Лентулов,
Машков, Фальк, Рождественский, а Гончарова и Ларионов "не состоят членами нашего
общества". Машков просил Кандинского сообщить фамилии и адреса немецких художников,
которых бы он считал интересными для "Бубнового валета".
На открывшейся выставке объединения Кандинский представил шесть работ, среди
которых были "Концерт", "Эскиз к Композиции V", "Георгий I". По словам Д. Бурлюка,
известный коллекционер С. Щукин особенно заинтересовался картинами Кандинского.
Впоследствии, будучи в Москве, Кандинский не раз посещал дом Щукина с его замечательной
коллекцией. В ноябре 1912 г. он писал Г. Мюнтер: "Щукин очень мил и пригласил
меня опять на следующей неделе, чтобы показать свою галерею при электрическом
освещении. Тридцать работ Матисса висят в большом зале с мебелью <...>
XVII! века. И это чудесно! У него есть вкус. Он считает величайшими мастерами
современности Матисса и Пикассо, а мою малость, кажется, не ценит. А на самом
деле мои композиции II и V неплохо бы смотрелись у него. Я это живо себе представил".
И уже в следующем письме продолжает: "Щукин у меня ничего не покупает. Он еще
очень далек от подобных идей"9.
На диспутах "Бубнового валета", состоявшихся в феврале, Кульбин должен был прочесть
доклад Кандинского "Эпоха великой духовности", но объявленный доклад не состоялся.
А во время работы выставки, как указано в отчете общества, продавались "Сочинения
Кандинского" (вероятно, книга "О духовном в искусстве" на немецком языке).
Интересны взаимоотношения Кандинского и с художественным объединением "Союз
молодежи". Хотя он никогда не экспонировал своих произведений на выставках "Союза"
и не выступал на страницах журнала, однако активно сотрудничал с одним из лидеров
объединения - Вольдемаром Матвеем. Они обменивались информацией о новых художественных
изданиях.
Командированный летом 1912 г. в Германию и Францию с целью установления связей
с новыми художественными группировками, Матвей написал Кандинскому о желании
встретиться с ним в Мюнхене. "Союз молодежи" планировал организовать в Петербурге
выставку "Синего всадника" и итальянских футуристов в обмен на выставку русских
икон и народных лубков. Матвей вел переговоры с Гервартом Вальденом, владельцем
галереи "Штурм" и редактором одноименного журнала10. В свою очередь,
Кандинский хотел через Матвея устроить в России свою персональную выставку.
Среди регулярных и кратковременных приездов Кандинского на родину важным является
его пребывание в Москве осенью 1912 г. Художественная жизнь в России в то время
была необычайно бурной и насыщенной. Ларионов и Гончарова размежевались с "Бубновым
валетом", обвинив его в консерватизме и эпигонстве. Весной они организовали
в Москве выставку группы "Ослиный хвост" с участием К. Малевича и В. Татлина.
В ноябре в Петербурге состоялся диспут "Союза молодежи", на котором выступили
Д. Бурлюк и В. Маяковский, а затем открылась выставка, на которой впервые показан
лучизм Ларионова как первый в России опыт беспредметной живописи. 18 декабря
в Москве был издан программный футуристический сборник "будетлян" "Пощечина
общественному вкусу" с одноименным манифестом.
Приехав в ноябре в Москву, Кандинский присутствовал на заседаниях общества "Бубновый
валет", встречался с художниками Н. Рерихом, Г. Якуловым, А. Лентуловым, подготовил
доклад "Мерило ценности картины", который был прочитан Б. Курдиновским в декабре
в Петербурге на вечере Художественно-артистической ассоциации. Неясна роль Кандинского
в подготовке манифеста и сборника "Пощечина общественному вкусу". Как известно,
он указан среди авторов сборника.
Еще весной 1912 г. друг и соратник Кандинского Давид Бурлюк, встретившись с
ним в Германии, настойчиво приглашал его приехать осенью в Москву, говоря о
готовившихся "важных начинаниях"11. Кандинский написал Гартману в
июне 1912 г.: "Были здесь Бурлюк и Кончаловский. Оба полны планов и очень жалуются,
что ты [Фома Гартман - Н.А.] не любишь "Бубнового валета". Бурлюк мне
сделал разные предложения. Поздней осенью надеюсь лично участвовать в разных
предприятиях в Москве"12, а уже в октябре из Одессы он сообщал Г.
Мюнтер: "Из Москвы получаю письма, меня с нетерпением ждут, Бурлюк пишет: "Вы
нам очень нужны". В ноябрьском письме из Москвы он упоминает о манифесте, который
он якобы должен писать13.
17 декабря Бурлюк сообщал Матюшину в Петербург, что среди участников сборника
(имеется в виду "Пощечина общественному вкусу") "вероятно Кандинский и Крученых"
и что "завтра 500 экземпляров будут уже готовы"14. Вначале предполагалось,
что издание сборника будет финансово поддержано "Бубновым валетом", но когда
в этом было отказано, Бурлюк нашел других издателей. Б. Лившиц вспоминал: "На
Рождество я снова приехал в Петербург. "Пощечина общественному вкусу", к этому
времени уже отпечатанная в Москве, вот-вот должна была поступить в продажу...
Главным же козырем был манифест. Из семи участников сборника манифест подписали
лишь четверо: Давид Бурлюк, Крученых, Маяковский и Хлебников. Кандинский был
в нашей группе человеком случайным..."15
Четыре стиха из альбома "Звуки" - Клетка, Видеть, Фагот, Почему? - были включены
без согласия Кандинского в сборник "Пощечина общественному вкусу". Альбом "Звуки"
был издан в ноябре 1912 г. на немецком языке, но ранее его публикация планировалась
в России. Русский вариант включал 18 стихотворений и должен был быть напечатан
Издебским, но замысел не был осуществлен, хотя еще в декабре 1910 г. художник
сделал макет.
Кандинский выступил с письмом против публикации в сборнике "Пощечина общественному
вкусу". Письмо было напечатано в газете "Русское слово" (в мае 1913 г.) и позже
в журнале "Музыка". Он писал, что совершенно случайно узнал, что его имя и литературные
сочинения были напечатаны в сборнике, это было сделано без его разрешения. "Я
искренне интересуюсь различными художественными опытами и даже готов простить
некоторую поспешность и незрелость молодых авторов, которая со временем пройдет,
если талант будет развиваться надлежащим образом. Однако ни при каких условиях
я не смогу согласиться с тем тоном, с которым написан этот манифест, и категорически
осуждаю его, кто бы ни был автор оного"16. Естественно, Кандинского
возмутил резкий тон, никак не отвечавший его личным этическим взглядам и нормам
поведения. Как было отмечено Д. Сарабьяновым, в отличие от большинства русских
авангардистов, включавших в свои манифесты и выступления элементы эпатажа, статьи,
доклады и книги Кандинского имели всегда традиционную научную форму.
В мае 1913 г. Кандинский сообщал Г. Вальдену, что покинул объединение, имея
в виду "Бубновый валет", в связи с тем, что ему разонравилась обстановка и атмосфера
выставок, лекций. "Это было отталкивающе для меня", - писал он. Но больше всего
его возмутило, что публика, которая спрашивала о его картинах, получала ответ,
"что немцы не приглашены в этом году!"17. Однако личные контакты
с художниками не прерывались. Через Матвея, Кульбина, Бурлюка он вел переговоры
о своей выставке в Москве и Петербурге, а в галерее "Штурм" в Германии хотел
организовать выставку новейшего русского искусства.
Кандинский запланировал статьи русских ученых и художников-теоретиков во втором
выпуске альманаха "Синий всадник", предварительно получив на это согласие М.
Ларионова.
В начале 1914 г. совместно с мюнхенской группой художников он участвовал в Одесской
весенней выставке. В каталоге была опубликована статья "О понимании искусства",
а в залах впервые показана "Композиция VII". Организаторы выставки очень ратовали
за участие Кандинского. Они писали ему: "Ваше участие и Ваших коллег на очень
желательно. Ибо выставка является здесь манифестацией свободного искусства группы
молодежи, решившей порвать с местной отсталой организацией Южнорусских художников.
Ваше выступление явится таким образом под флагом живого искусства". Одесские
газеты сообщали об огромном интересе к мюнхенцам, называя их экспрессионистами,
писали об успехе Кандинского, отмечая, что "достижения его в живописи ярко отражают
все современные искания в этой области". Выставка должна была состояться в Киеве
и Харькове. Постепенно успех и признание приходят к Кандинскому и на его родине.
Первая мировая война во многом изменила жизнь и творческие планы художника.
Он был вынужден покинуть Германию и возвратиться в Россию.
В. Кандинский. Мюнхен, 1913
Слева направо: М. Марк, Ф. Марк, Б. Кехлер, Г. Кампендонк, Ф. Гартман. На
первом плане В. Кандинский. Мюнхен, 1911 (?)
Гостиная Щукина
В. Кандинский. Композиция V, 1911
ПРИМЕЧАНИЯ
1 A. Schoenberg. W. Kandinsky. Letters, Pictures and Documents. Edited
by Jelena Hahl-Koch. London-Boston, 1984. P. 26.
2 С. Лущик. Два "Салона" В. Издебского. - Чтения Матвея. Сборник
докладов и материалов по истории латышского и русского авангарда. Рига, 1991.
С. 4-11.
3 Голос Москвы [декабрь 1910 г.] С. 5.
4 P. Ивановский. Бубновый валет. - Раннее угро, 11 декабря 1910 г.
5 Письма В. В. Кандинского к Н. И. Кульбину. Публикация Е. Ковтуна.
- Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1980, Л., 1982. С. 404.
6 В дальнейшем Кандинский неоднократно пытался опубликовать в полном
объеме свою книгу в России в 1913-1914, 1915 и 1921 гг. Однако в силу разных
причин книга не была напечатана.
7 Об этом см.: Письмо В. В. Кандинского к Н. И. Кульбину. С. 599-410.
8 Письма В. Кандинского к Ф. А. Гартману (с приложением текста сценической
композиции "желтый звук" но русском языке). РГАЛИ, ф. 2037, ед. хр. 126, л.
1-12. Впервые имя адресата Кандинского было установлено Н. Харджиевым (см.:
Н. Харджиев, В. Тренин. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970. С. 18).
9 Частный архив.
10 РГАЛИ, ф. 769, ед. хр. 438, л. 1-2. См. также: T. Любославская,
В. И. Матвей и "Союз молодежи" (по архивным материалом).- Чтения Матвея. С.
134-148.
11 J. Mahl-Koch. Kandinsky's Role in the Russian Avant-Garde. - The
Avant-Gard in Russia. 1910-1930. New Perspective. Los Angeles, 1980. P. 86.
12 РГАЛИ, ф. 2037, ед. хр. 126.
13 Частный архив.
14 J. Hahl-Koch. Op. cit. Р. 87.
15 Б. Лившиц. Полутораглазый стрелец. М., 1991. С. 106.
16 T. Andersen. Some Unpublished Letters by Kandinsky. Copenhagen.
1966. P. 96-97.
17. J. Hahl-Koch. Ор. cit. P. 88.
|
|