|
|||
| |||
#Дк (#Ан2жм?) ТРИ ГУДОЧКА Три гудочка прогудело, Все на фабрику идут. А чекисты в это время Все облаву ведут. В этой маленькой облаве Наш Ванюша попал, Окруженный легашами, В уголовку шагал. Привели, посадили, Сперва думал — шутя. А потом объявили: — Расстреляют тебя! Двери камеры открылись, Входит шайка палачей, И Ванюшу потащили К смертной казни своей. Только вышли в переулок, Кто-то крикнул: «Беги!» Двадцать пуль ему вдогонку, Семь осталось в груди. А наутро в переулке Труп Ванюши нашли. Он был в кожаной тужурке, На ногах сапоги. Забодали мы тужурку, Забодали сапоги И купили по пол-литру, На поминки пошли. На столе лежит покойник, Ярко свечи горят. Это был убит разбойник, За него отомстят. Разузнал о том поселок И проведала шпана. Семь легавых утопила За Ванюшу-вора. Три гудочка прогудело, Все уж с фабрики идут. А семь легавых в это время На кладбище везут. Блатная песня. М.: Эксмо, 2002. На мотив "Позабыт-позаброшен" (там же см. ноты) - некоторые фрагменты этих песен совпадают. См. также песню "Пришел уж час - пора расстаться...", где есть такой куплет: Меня схватили, посадили И все как будто бы шутя, А на утро заявили, Расстреляем мы тебя. Исследователь уголовного фольклора Фима Жиганец относит появление "Трех гудочков" к середине 1920-х гг. Академик Дмитрий Лихачев вспоминает, что песня пользовалась популярностью на Соловках, где он сидел в 1928-31 гг. В приводимом им варианте действие происходит в Фонарном переулке в Ленинграде: «Фольклор Соловков существовал только в пределах самого монастыря, где были более сносные условия в силу показухи, или, как говорили зеки, “туфты”, которую устраивало начальство для гостей. Прежде всего это были песни. Песни разные. Вроде такой: В Фонарном переулке труп убитого нашли. Он был в кожаной тужурке с большой раной на груди... Он лежит и не дышит на холодной земле. Двадцать девять ран имеет на усталой голове... Далее в форме баллады разворачивается драматический сюжет гибели героя. Это пример воровского фольклора царских тюрем и ссылок, который еще существовал на Соловках в конце 20-х годов. Бытовали песни литературного происхождения, исполнявшиеся популярными в те годы певцами, и в первую очередь Леонидом Утесовым: “Гоп со смыком это буду я...”, “Мы со Пскова два громилы...”» (Цит. по газете "Первое сентября", 1999, №77). ДУРОЧКА ИЗ ФОНАРНОГО ПЕРЕУЛОЧКА Из книги Наума Синдаловского «На языке улиц. Рассказы о петербургской фразеологии». М.: Центрполиграф, 2006. С. 74-76. Скверная репутация переулка, который протянулся от набережной реки Мойки к набережной канала Грибоедова, начала складываться в конце XVIII века, когда его из Материальной улицы переименовали в переулок и назвали Фонарным, то ли из-за Фонарного питейного дома, то ли из-за фонарных мастерских, находившихся поблизости. Правда, до конца XIX века это название не вызывало непристойных ассоциаций, пока вдруг, по необъяснимой иронии судьбы, здесь не начали появляться один за другим публичные дома с «соответствующими им эмблемами в виде красных фонарей». Безобидные и даже вызывающие некоторую гордость фонари приобретали дурной смысл. Обеспокоенные домовладельцы обратились в Городскую думу с просьбой о возвращении переулку его первоначального названия. Дело будто бы дошло до императора. В резолюции Николая II, если верить легенде, было сказано, что «ежели господа домовладельцы шокированы красными фонарями на принадлежащих им домах, то пусть не сдают свои домовладения под непотребные заведения». В 1870—1871 годах в Фонарном переулке по проекту архитектора П.Ю. Сюзора были построены так называемые народные «Фонарные» бани, принадлежавшие М.С. Воронину. В свое время бани были знамениты своим великолепным убранством — мраморными ваннами, зеркалами, пальмами. В народе их называли «Бани на Фонарях», или просто «Фонари». Бани пользовались популярностью. Однако слава о них ходила не самая лестная. Поговаривали о свальном грехе, о массовых оргиях и прочих шокирующих деталях запретного быта. Все это вместе взятое создавало особую атмосферу, которой побаивались добропорядочные обыватели. Фонарного переулка сторонились. Он и в самом деле становился очагом уголовщины центрального района: В Фонарном переулке труп убитого нашли. Он был в кожаной тужурке с большой раной на груди. Он лежит и не дышит на холодной земле. Двадцать ран имеет на усталой голове. Широко известно было в Петербурге и знаменитое «Дело Фонарного переулка», когда некими революционерами-экспроприаторами была ограблена повозка с огромной суммой банковских денег. Не обошлось без взрыва самодельных бомб, перестрелки с полицейскими и жертв среди мирных жителей. Все это лишь упрочило скандальную репутацию Фонарного переулка. Даже в советское время, когда публичные дома с красными фонарями бесследно исчезли, а над баней был установлен неусыпный контроль пролетарской общественности, в городском фольклоре следы недавнего прошлого сохранились. До сих пор в адрес девочек сомнительного поведения в вызывающе коротких юбочках можно услышать питерскую дразнилку: «Дурочка с Фонарного переулочка». ВАРИАНТЫ (2) 1. Ванюша (Три гудочка) Шесть часов уж пробило, Три гудочка гудут, А легавые поутру На облаву идут. (1) И в одну из облав Наш Ванюша попал, Под ментовским он конвоем В уголовку шагал. Привели, посадили, А он думал — шутя. А наутро объявили: «Расстреляем тебя». А мамаша узнала, Что Ванюша сидит. Её сердце подсказало, Что он будет убит. Мать пришла в уголовку, Но ответ был такой, Что сынок её Ванюша Не вернется домой. Двери камеры открылись, Два лягавых вошли И налётчика Ванюшу На расстрел повели. Вот ведут Ваню к казни, Кто-то крикнул: «Беги!» Двадцать пуль ему вдогонку - Семь застряло в груди. На другой день поутру Мы в газетах прочли, Что в Лиговском переулке Труп Ванюши нашли. На нём кожана тужурка, На нём кожаны штаны, На нём красная рубашка И семь ран на груди. Забодали (2) мы тужурку, Забодали штаны, И купили самогонки На поминки души. На столе лежит покойник, Свечи тускло горят. Это был убит разбойник, За него отомстят. Не прошло и недели, Кругом слухи пошли: Что в Лиговском переулке Двух лягавых нашли. Шесть часов уж пробило… и т. д. Две последние строки повторяются (1) Вариант - «Прогудело три гудочка, - На работу пора, А лягавые в то время Заряжали шпалера». (2) Забодать – продать (старый жаргон). Одна из старых уркаганских песен, предположительно середины 20-х годов. Исполнялась на мотив «Позабыт-позаброшен». Жиганец Ф. Блатная лирика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 93-94. В этом варианте завалили только двух ментов, а в предыдущем - семерых. С этой точки зрения предыдущий определенно радикальней. 2. Три гудочка прогудело... Три гудочка прогудело, Все на фабрику идут. А чекисты в это время Все облаву ведут. В этой маленькой облаве Наш Арончик попал, Окруженный лягашами, В уголовку шагал. Привели, посадили, Сперва думал — шутя. А потом объявили: Расстреляют тебя. Двери камеры открылись. Входит семь палачей. И Арона потащили К смертной казни своей. Только вышли в проулок. Кто-то крикнул: "Беги!" Двадцать пуль ему вдогонку, Семь осталось в груди. А наутро в переулке Труп Арона нашли. Он был в кожаной тужурке, На ногах сапоги. Мы загнали тужурку И его сапоги, И купили два пол-литра, На поминки пошли. На столе лежит покойник, Ярко свечи горят. Так как был убит разбойник, За него отомстят! И проведала Одесса, И проведала шпана, - Семь лягавых утопло За Арона-вора. Три гудочка прогудело, Все с фабрики идут. А семь трупов лягавых На кладбище везут. Как на Дерибасовской... Песни дворов и улиц. Кн. 1 / Сост. Б. Хмельницкий и Ю. Яесс, ред. В. Кавторин, СПб.: Пенаты, 1996. С. 49-51. |
|||
|