Я милого узнаю по походке.
Он носит, носит брюки галифе.
А шляпу он носит на панаму,
Ботиночки он носит «нариман».
Зачем я вас, мой родненький, узнала?
Зачем, зачем я полюбила вас?
Ах, раньше я этого не знала,
Теперь же я страдаю каждый час.
Вот милый мой уехал, не вернется.
Уехал он, как видно, навсегда.
В Москву он больше не вернется,
Осталась только карточка одна.
Я милого узнаю по походке.
Он носит, носит брюки галифе.
А шляпу он носит на панаму,
Ботиночки он носит «нариман».
Две последние строки повторяются
Расшифровка фонограммы Ларисы Крыловой, аудиокассета «В нашу гавань заходили
корабли. Новые встречи». Вып. 1. Снегири-музыка, 2004.
Песня вышла с нотами в начале 1910-х гг. Ср. романс "Зачем тебя я, милый
мой, узнала" (там же ноты) - видимо, он и является первоисточником
песни. Есть параллели в тексте, и мелодия практически совпадает.
Зачем тебя я, милый мой, узнала,
Зачем ты мне ответил на любовь?
И горюшка тогда бы я не знала,
Не билось бы мое сердечко вновь...
В разных ваиантах ботиночки, в которых ходил милый, называют по-разному. Это были популярные в начале 20 века ботиночки
со скрипом. Есть вариант "нариман" - якобы от названия фирмы.
Первоначальная версия - "на рипах",
т.е. на деревянных подошвах, издающих скрип (глагол "рипеть",
до сих пор бытующий на Юге России, означает "скрипеть"). "На
рипах" в 1910-х гг. пели Юрий Морфесси и Хор Варшавского, а в конце 20 века - например, Любовь Успенская.
Обувь на рипах упоминается в одесской песне, фрагмент которой цитирует Александр Куприн в повести "Гамбринус" (написана в 1907 г., время действия - канун русско-японской войны 1904-1905 гг.):
А рядом другая компания, стараясь перекричать первую, очевидно
враждебную, голосила уже совсем вразброд:
Вижу я по походке,
Что пестреются штанцы.
В него волос под шантрета
И на рипах сапоги.
Близкий вариант:
Я милого узнаю по походке.
Он носит, носит брюки галифе,
А шляпу он носит на панаму,
Ботиночки он носит «Нариман».
Зачем я вас, мой родненький, узнала,
Зачем, зачем я полюбила вас.
А раньше ведь я этого не знала,
Теперь же я страдаю каждый час.
Вот мальчик мой уехал, не вернется,
Уехал он, как видно, навсегда.
Домой уже он больше не вернется -
Оставил только карточку свою.
Две последние строки повторяются
* Мелодия, текст и аккорды записаны с аудиозаписи исполнительницы цыганских
песен Жени Шевченко (Франция).
Павленко Б.М. «На Дерибасовской открылася пивная...»: Популярные
дворовые песни с нотами и аккордами / Сост. Б.М. Павленко. Ростов н/Д:
Феникс, 2008. (Любимые мелодии). C. 103.
ВАРИАНТЫ (4)
1. Панама
Я мила друга знаю по походке,
Он носит серые штаны.
Шляпу носит он панаму,
Ботиночки он носит на рипах.
Ты скоро меня, миленький, забудешь,
Уедешь в дальние края.
В Москву ты больше не вернешься,
Забудешь ты бедную меня.
Зачем же я, вас, родненький узнала?
Зачем полюбила вас?
Ах, лучше б вас я не встречала
И не страдала б каждый час.
А я милого узнаю по походке.
Он носит, носит брюки галифе.
А шляпу он носит на панаму (что ты говоришь!),
Ботиночки он носит «мареман» (да-да-да!).
Зачем же я вас, родненький, узнала?
Зачем, зачем я полюбила вас?
А раньше я ведь этого не знала,
Теперь же я страдаю каждый час.
Ох, мальчик мой, он к нам уж не вернется.
Он уехал, видно, навсегда.
В Москву он больше не вернется.
Оставил только карточку свою.
Зачем же я вас, родненький, узнала?
Зачем, зачем я полюбила вас?
А раньше я ведь этого не знала,
Теперь же я страдаю каждый час.
А я милого узнаю по походке.
Он носит, носит брюки галифе.
А шляпу он носит на панаму.
Ботиночки он носит «мареман».
Русский шансон: Блатная лирика / Ред.-сост. Н. В. Абельмас. М.:
АСТ; Донецк: Сталкер, 2003. (Споемте, друзья...).
Опубликовано с примечанием: «Алеша Дмитриевич (1913-1993), парижанин, цыган,
выехавший из России после революции, певец русской эмиграции, - только исполнитель
этой песни, он ничего не писал, хотя от себя, конечно, кое-что добавлял».
3. Мой милый
Я милого узнаю по походке:
Он ходит в беленьких штанах,
А шляпу носит он панаму,
Ботиночки он носит на шипах.
Ты скоро меня, миленький, разлюбишь,
Уедешь в дальние края.
Ко мне ты больше не вернешься –
Зачем мне фотокарточка твоя?
Сухою бы я корочкой питалася,
Сырую воду б я пила,
Тобой бы, ненаглядный, любовалася –
И этим бы я счастлива была.
Сними же мне ты комнатку сырую,
Чтоб в ней могла я потихоньку жить.
Найди себе ты милую другую,
Чтоб так могла, как я, тебя любить!
Я милого узнаю по походке:
Он ходит в беленьких штанах,
А шляпу носит он панаму,
Ботиночки он носит на шипах.
Песни нашего двора / Авт.-сост. Н. В. Белов. Минск: Современный литератор,
2003. (Золотая коллекция).
Контаминация с песней "Сухой бы я
корочкой питалась", которая, вообще говоря, поется на другую мелодию
- по крайней, мере, в репертуаре Жанны Бичевской. В данном случае, конечно,
надо петь всю песню на мотив "Я милого узнаю по походке".
4. Панама
Своего милого я знаю по походочке:
Ходит в белых он штанах,
Шляпу носит он панаму,
Ботиночки он носит на рипах.
Скоро мой миленькай уедет,
Уедет, быть может, навсегда.
В Петровский парк он не приедет,
Не приедет, наверно, никогда.
Зачем же я вас, родненькай, узнала?
Зачем я полюбила вас?
Раньше ж я этого не знала,
Теперь же страдаю каждый час.
Возьму я стаканчик отравы
И выпью всю ее до дна.
А вы, подружки дорогие,
Заройте меня вы навсегда.
Панама: Русская песня.
Пластинка фирмы "Граммофон - Пишущий Амур". Хор В.С. Варшавского с акк. гарм. и рожка. № заказа: P 693. Каталожный №: 4-24688. Место и дата записи: Москва, 10.04.1914.