ОРЛЁНОК

Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца
И в степи с высот погляди.
Наверно, навеки покинул я дом свой,
В казачьи вступая ряды.

Ты помнишь, орлёнок, как вместе летали
Над степью в пыли боевой,
Как лошади ржали, как шашки сверкали
В полях под Челябой родной.

Орлёнок, орлёнок, мой верный товарищ,
Ты видел, как в грозном бою
И справа, и слева снаряды взрывались,
Срывая папаху мою.

В разведку я послан своим атаманом,
Ты помнишь, мой друг боевой,
Как тёмною ночью в сраженьи неравном
Убит был мой преданный конь.

Орлёнок, орлёнок, мой верный товарищ,
Ты видел, что я уцелел.
Лети на родную станицу, расскажешь
Как сына вели на расстрел!

Ты видел, орлёнок, как долго терзали
Меня большевистским штыком,
Как били прикладом и много пытали
В чекистских застенках потом.

Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца,
Где вражеской подлости нет.
Не хочется верить о смерти, поверь мне,
В шестнадцать мальчишеских лет.

Увидишь, орлёнок, кружась над степями
Кровавое тело моё.
Казаки умолкнут, опустят здесь знамя
И скажут: Господь, успокой!

"Малая энциклопедия русской военной песни" И. Савина, с прим.: "Всем известная песня "Орлёнок", возможно, имела и другие слова, на ту же мелодию. Во всяком случае, её знают казаки и поют так, как указано ниже. Эта информация не совсем точная, но стоящая внимания".


Антибольшевистская оренбургская казачья версия советской песни "Орленок" (музыка Виктора Белого, слова Якова Шведова, 1937, там же см. ноты). На "Малой энциклопедии русской военной песни" есть mp3 этого варианта и mp3 обычного "Орленка". Этот же вариант как сомнительный опубликован в сб.: Антология военной песни / Сост. и автор предисл. В. Калугин. - М.: Эксмо, 2006.

Никаких доказательств реального бытования этой песни в годы Гражданской войны нет (история появления советской песни, напротив, четко установлена), однако появилась она, возможно, не в 1980-90-е, когда пришла массовая антибольшевистская мода, а раньше, причем именно в оренбургской казачьей среде.

Пишет историк Павел Шехтман <sfrandzi @ yandex.ru> 1 июля 2012 года:

"В лагере в Химкинском лесу я познакомился с весьма интересным человеком, потомственным уральским казаком, который сообщил мне полностью и в отрывках песни уральских казаков времен Гражданской войны. Несколько слов об информанте. Сергей Васильевич Свойкин 1966 г. р. Потомственный оренбургский казак, в казачьих кругах известен как «Серега-есаул». Родился в Уфе. Внук колчаковца (дед его командовал эскадроном, точно подразделения не помнит, но помнит, что в составе Оренбургской, затем Южной армии). Окончил истфак Ленинградского университета. Начинал как анархист (анархистом стал в 13 лет, еще в глубоко советское время), и в эпоху перестройки был в рядах крайне левой тусовки. Затем участвовал в Приднестровском и Абхазском конфликтах и обороне Белого дома в 1993 г., в Абхазии же и получил чин есаула. После 1993 г. работал с националистами, считая, что они более боевые и скорее смогут свергнуть «антинародный режим»; при этом, по его словам, и там не скрывал своих левых убеждений. В Химкинском лесу появился вместе с троцкистами, по взглядам считает себя народником и наследником эсеров. В настоящее время он без работы, т.к. организовал профсоюз охранников в Уфе, после чего подвергся преследованиям и был уволен. Это я к тому, что человек по своим взглядам на Гражданскую войну старается быть максимально трезвым и историчным и дистанцироваться как от «белой», так и от «красной» мифологии, и я не вижу оснований подозревать его в мифотворчестве. Итак, по его словам,

1) В его детстве старики (среди которых еще было немало колчаковских ветеранов) пели песню «Орленок», про судьбу пленного казака, из которой он запомнил незначительные отрывки:

В разведку я послан своим атаманом…
...с врагами сражались в боях под Челябой родной…
…в чекистских застенках…
…кололи меня большевистским штыком...
Лети на станицу, родимой расскажешь, как сына вели на расстрел".

Если воспоминания Сергея Свойкина точны, то антибольшевистская песня бытовала по меньшей мере в 1970-е годы. Кстати, в ней связь между героем и орленком выражена более последовательно, чем в версии Шведова, детали реалистичней. Шведов не участвовал в Гражданской войне (родился в 1905 году, всю Гражданскую войну проработал на заводе в Москве), а автор антибольшевистской версии, возможно, участвовал. Сами орлы привычны и для уральского пейзажа оренбургских казаков, и для бурятского (в тексте Шведова действие происходит в Бурятии).


Памятник "Орленок" в Челябинске
Памятник "Орленок" в Челябинске, установлен в 1958 году.