|
|||
| |||
Константин Швуим ОЦ-ТОЦ-ПЕРЕВЕРТОЦ... "Шансон-портал" По просьбе посетителей нашего сайта, мы продолжаем серию рассказов об одесских "Бородачах". В разделе "Печатные материалы" уже опубликована великолепная статья Вадима Бодникевича о творчестве этого коллектива. Продолжая эту тему, своими мыслями делится один из участников легендарного одесского оркестра Константин Швуим. Итак… "Бородачи". В 1978, после 15 лет работы на круизных судах ЧМП, я работал в фирме "Свято" в очень симпатичном ансамбле "Юность". Как и полагалось в те застойные времена, в фирме "Свято", так же как и в ООМА, зачем-то проводились конкурсы на лучший оркестр. После очередного конкурса Николай Павлович Бодникевич, руководитель "Бородачей", встретился со мной и, как говорится, made me an offer I could not refuse. По мере того как отрастала моя борода, я всё больше и больше становился участником, пожалуй, самого легендарного одесского оркестра. Мы были баловни судьбы, любимцы публики. Бензин? - пожалуйста!, правда ночью ползком с пустой канистрой. Мясо - в 5:30 утра в подвалах мясного корпуса. Обои? - пожалуйста! Всё что угодно - пожалуйста! В стране непрекращающегося дефицита. И только потому, что мы - "БОРОДАЧИ"! Нигде я не видел, что бы заказчики так легко и радостно платили оркестру. И было за что! Гениально задуманный и организованный оркестр. Всем спасибо за прекрасное время. Вадик Бодникевич в своей статье отметил политические и экономические аспекты появления "Бородачей" в Одессе. Я хотел бы кое-что сказать о музыке "Бородачей". Мы играли всё. И очень хорошо. Но конечно же лучше всего и лучше всех "Бородачи" играли неповторимую одесскую музыку. Сколько городов на нашей планете имеют свою городскую музыку? Свой шансон? Не думаю что много. Нью-Орлеан, Чикаго? - Да. Неаполь, Париж? - Да. Москва, Ленинград, Куйбышев, Киев? - Скорей всего нет. В Одессе всегда была своя музыка. Не русская, не украинская, не молдавская, не еврейская, греческая, турецкая, румынская и т. д.. Представители всех этих и многих других национальностей, таки да, всегда жили в Одессе. В Одессе всегда была своя, неповторимая и удивительная музыка, которую все эти люди и придумали. "Оца-гоца" - любой одесский музыкант поймёт о чём я говорю. Это не просто полька с её двудольным размером. Это шум одесского порта, биндюжники и базарные торговки, рыбацкие шаланды, скумбрия, одесские трамваи, Отрада, и т. д. и т. д. (читай историю Одессы). Это удивительные танцы с ужимками и кривлянием (надо видеть, объяснить нельзя). Это песни на удивительном одесском языке (Смотри Большой полуTолковый словарь Oдесского языка). Тематика? - Город! От "Моста до Бойни", "Японцы на Пересыпи", "С одесского кичмана", "Ах, Одесса - жемчужина у моря", "Купите папиросы". Теперь это называют шансон? Так он всегда был в Одессе. И до сих пор пишут новые песни. Относительно недавно - "Мясоедовская" (Фима Мойсеев), совсем недавно - "Пахнет морем" (Женя Кричмар - на мой взгляд, лучшая песня об Одессе). Мой друг Павлик Вайман в Лос-Анджелесе продолжает писать песни об Одессе - у него их уже больше 186. А как у бабушки-старушки на Дерибасовской угол Ришельевской ...отобрали честь? Кто? - ну конечно же все шестеро "Бородачей"! Нет, с бабушкой на самом деле веселились шестеро налётчиков, а "Бородачи" просто изумительно исполняли эту песню. Осенью 2006 года я приехал в Одессу с предложением установить памятник этому шедевру одесского шансона, где место действия ("Дерибасовская угол Ришельевской" - единственная точка на глобусе всего мира, на глобусе Украины и на глобусе Одессы), время действия ("пол-восьмого вечера" в варианте "Бородачей", или "восемь часов вечера" в других вариантах), и участники известного события (осчастливленная Бабушка и Шестеро Налётчиков, вынужденных чуть позже посетить вендиспансер в Купальном переулочке) точно определены. На сайте Всемирного клуба Одесситов и в некоторых газетах было даже написано, что такой памятник будет установлен. Правда, не сказали, когда. А было бы очень неплохо иметь памятник одесскому шансону. В Питере же поставили памятник Чижику-Пыжику. К моему сожалению, за каких-то 15 лет здесь всё перевели на украинский язык. Даже слово Одесса, очевидно, по решению украинского правительства теперь пишут с одним "с" по-украински - Одеса, хотя на всех других языках мира Одесса пишется с двумя "с". Ну, да не об этом речь… Совсем неожиданно недалеко от этого места на Дерибасовской я встретился с Толиком Торжинским, приехавшим из Австралии той же осенью 2006. Я рад, что играл с ним вместе в "Бородачах" - талантливейший музыкант, прекрасный человек. Кстати, читателю может быть будет интересно узнать, что все "Бородачи" до сих пор носят бороды. Кто большую, кто поменьше, Толик Торжинский и я носим soul patch. Лишнее доказательство тому, что "Бородачей" без бороды не бывает. Это конечно же не значит, что любой человек с бородой может считаться "Бородачём". "Бородачи", "Бородачи"... Ах, как здорово всё это пелось со вздохами и охами, с тач-тач-тач-тарарами, с Одесса-мама пирба-цуцами, с оцами и гоцами, с оц-тоц-перевертоцами. А многотомный "Талмуд" с от руки писанными в течении почти 30 лет тысячами текстов песен! Ведь слов "мы не знаем этой песни" не было в лексиконе "Бородачей". А "Купите бублички"! А "Вот вам история одной еврейской свадьбы", где "а жених сидит как адиёт" и в этот момент Шурик Фишер, непревзойдённый фидлер, всегда почему-то показывает на Ильюшу Баера, прекрасного певца, басиста и баяниста. А "Оц-тоц Зоя, кому давала стоя" - и красавица Тамара Корчагина своим ангельским голосом - "Начальнику конвоя за колечко золотое"... А "Друзья, купите папиросы" - и у очень чувствительного Фишера текут настоящие слёзы, и тут уж Ильюша Баер не остаётся молчаливым. А Валера Балагута с особой гордостью разрывает душу публике своим кларнетом в "Консерваторском фрейлехе"! А Николай Павлович, а поздней, сменивший его Вадик Бодникевич на барабанах, и вся Одесса - гоци-мами-пирба-ца! Наверное, когда-нибудь музыковеды напишут, как и почему в Одессе появилась "Оца-гоца". Конечно же это влияние многонационального населения города, плюс Одесса - это порт, и иностранные моряки с их заморскими песнями тоже поучаствовали. Начало 20-го века, рождение джаза в Америке, что-то просочилось оттуда сюда, что-то пошло отсюда туда (слушай композицию Леонида Утёсова "Где родился джаз" - Прости, прощай, Одесса-мама). Первая волна эмиграции дала Америке Бени Гудмана, Джоржа Гершвина и многих других. Ви хочете шансон? Их есть у Лазаря Вайсбейн. Бандит Сталин лично разрешил Утёсову петь "С одесского кичмана", хотя в то время весь блатняк был им же запрещён. "Гоп со смыком" или "Лимончики", "Лопни, но держи фасон" или "У Чёрного моря", "Дорогие мои москвичи" или "Песенка фронтового шофера" - что бы ни пел Леонид Осипович, это всегда был чисто одесский шансон, независимо от того шла ли речь об Одессе или о Москве, о фронте или о том "как много девушек хороших". Так вы таки да меня спросите, где ж он таки понабирался всему этава? Так я вам таки скажу, что люди видели его ходить по городу и слушать, как поёт одесская Молдаванка, Ближние Мельницы, Слободка и, таки да, Большой Фонтан. Я не буду утверждать, что русский шансон родился в Одессе, так же как и Леонид Утёсов шутил, говоря, что джаз родился в Одессе, но с уверенностью скажу, что одесская гефилте фиш самая вкусная в мире. И вся остальная еда тоже. И одесский Привоз, и Новый базар с помидорчиками и огурчиками, брынзой и копченным подчерёвочком, с синенькими (баклажаны по-русски, "синенькие" говорят только в Одессе, причём именно "синенькие", не "синие")...!!! Так. Есть уникальная музыка (понятная даже не одесситам – вспомните, как весь СССР лихо отплясывал "7:40" и распевал "Мясоедовскую"), есть потрясающая одесская еда. Складываем всё это вместе и получаем одесскую свадьбу! Для одесских музыкантов это была Меция! Нормальные лавэ, дармовая хавка, бухало и, как правило, уважение к оркестру, хотя могли и не заплатить и в худшем случае, побить. Все знали так называемый "свадебный репертуар" и счастливчик, получивший задаток от хозяев свадьбы, формировал оркестр в течении 10-15 минут на шумной и весёлой музыкальной бирже. Не буду повторять Вадима Бодникевича: основатели "Бородачей", Николай Павлович Бодникевич и Евгений Литвинов, гениально решили вопрос о постоянном составе оркестра. К счастью в оркестре оказались не просто хорошие музыканты, но и превосходные актёры. "Бородачи" первые дали публике не просто музыкальное сопровождение, но потрясающую концертную программу. Шесть, восемь, десять часов непрерывного развлекательного музыкального шоу. Любая песня становится театральным представлением. Публика просто визжала от восторга. Пора закругляться. К 60-ти годам у меня кой-какой послужной список. - С Борисом Рубашкиным - автором песни и танца "Казачок" (на мелодию нашей "Катюши") - турне в 1970 году. - Участник и дипломант нескольких джаз фестивалей, в том числе "Донецк 110". - Участник многих конкурсов поп музыки, лауреат Всесоюзного конкурса "Ялта-81". - Был президентом одесского рок-клуба в 1986-1987. - Герой рассказа "Костя Швуим" в underground рукописном журнале "Зомби". - Член Всемирного Клуба Одесситов. С 1993 года живу в Лос-Анджелесе. Играю джаз и блюз в разных клубах, при этом меня всегда представляют - The man from Odessa. Сотрудничаю с поэтом Ильей Резником, написал много песен на его стихи. Мои песни поют сам Илья ("Князь, "Ностальгия по России" и др.), Слава Медяник ("Кассирша"), Влад Сташевский ("Единственная ночь"), Алика Смехова ("Нелюбимая"), Анна Резникова ("Любимый мой"), Андрей Берестенко ("Сильнее жажды"), Анатолий Могилевский ("Музыка шагов"), Боба Грек ("Дамы трефовые, дамы бубновые"), Стелла Джани (в концерте в Париже с Аленом Делоном и на последнем диске "Быть женщиной твоей", "Солнце моё", "Белая Москва"). И что я должен Вам сказать, уважаемый читатель - нигде не чувствовал я себя таким казаком, как когда я играл в "Бородачах". "Бородачи" всех стран - объединяйтесь! Ведь бывших "Бородачей" не бывает! Менялись участники оркестра, но идея оставалась той же - музыкантов на земле много, а "Бородачи" одни. Не помню, чтобы "Бородачи" когда-либо ссорились друг с другом, на репетиции и на работу шли как на праздник. Наши дни рождения - вместе, нужен совет - к Николаю Павловичу, тоскливо на душе - к Тамаре и Валере Балагута, где в любое время дня или ночи тебя ждали. Все мы до сих пор поддерживаем самые теплые отношения. Ах!, как же это было здорово в понедельник всем оркестром сесть в любой рейсовый автобус, дать денег водителю, чтобы отвёз всех пассажиров по домам, а потом уехать на этом же автобусе гулять, кутить и веселиться до четверга, а в пятницу снова творить чудеса, чтобы сотни и сотни людей могли потом сказать своим детям: - А знаешь, на нашей свадьбе нам играли "БОРОДАЧИ"! Большое спасибо Роману Щеголевскому за предоставленные фотографии. Специально для "Шансон-портала" Лос Анджелес, США Май, 2008 год |
|||
|