ЛЕГКО НА СЕРДЦЕ ОТ КАШИ ПЕРЛОВОЙ...

Легко на сердце от каши перловой,
Она скучать не дает никогда,
И любит кашу директор столовой,
И любят кашу обжоры повара.

Нам каша строить и жить помогает,
Она одна умереть не дает,
И тот, кто кашу до крошки съедает,
Тот никогда и нигде не пропадет.

Жили-были... Разговоры с В.С. Бахтиным / Сост. О.А. Комарова, СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2006, с. 139. Разговоры записаны в последние годы жизни Бахтина.


В основе - "Марш веселых ребят" Исаака Дунаевского и Василия Лебедева-Кумача из фильма "Веселые ребята" (1934, там же см. ноты). Песня из воспоминаний ленинградского фольклориста Владимира Бахтина (1923-2001) о блокаде. Во время блокады он закончил школу и пошел на фронт защищать Ленинград:

"Я пошел в школу в сентябре, потом нас распустили, мы дежурили на крыше в школе, директор и мы по очереди — человека три-четыре-пять. Пока не было еще такого страшного голода, мы веселились. Играли в подкидного дурака. Сидели там в помещении под крышей, у нас всегда была большая трехлитровая банка с водой и сода. И лимонная кислота иногда бывала. И кто проигрывал в подкидного, тот стакан шипучки выпивал, из воды делали. Это была наша забава такая. Затем все это прекратилось на несколько месяцев, и где-то весной, в апреле или в мае, нас собрали. И уже не сто человек, а шестнадцать. Вот у меня список сохранился, у меня тетрадь есть, где я записывал список обедающих. Мы приходили, у каждого на боку висела сумка из-под противогаза. Дорский, Дыскина, Каминская, Бородин, Муляр, Сумкина. Верочка. Грибкова, Семенова, Акутина, Павлова, Церековский, Гурвич, Тамаркин... Живы четверо из этих шестнадцати. Включая меня. Вынимали ложку и шли в столовую. В столовой, я не преувеличиваю ничего, давали именно столовую ложку каши, сделанной из муки. Мы съедали и шли на занятия. Учителя дистрофики тоже были. Удивительные люди. Иногда мы ездили в совхоз пригородный. Ленинград в блокаде был, но вот в Отрадное там, поближе, там еще были наши, и мы пололи, это уже летом. И когда мы кончили школу, то нас собрали во Дворце пионеров, очень торжественный акт был, нам дали по трети или четверти стакана красного вина, по полстакана кофе и по пирожному. Это было большое торжество такое".

Там же, с. 139-140.