Русский царь набрал дружину
И велел своим орлам
Плыть по морю, на чужбину,
В гости к добрым пруссакам.
"Кровь царей нас породнила,
Славный бой нас подружил;
Сам Творец во бранях сильный
Наш союз благословил.
Если зависть и восстанет
Разорвать союз друзей,
Там следа врагов не станет,
Где пройдут полки царей.
Не на бой летим сражаться,
Не крамольных усмирять,
Но с друзьями повидаться,
Пруссаков спешим обнять.
Нас лелеет царь державный,
Слава Белому Царю!
Слава Руси православной,
И родному королю!"
1835
Малышев Григорий Григорьевич (1802-1868) - поэт, военный музыкант. В романсной
лирике имя Григория Малышева известно по одной из популярнейших "Троек" "Звенит
звонок, и тройка мчится...", но не менее известны и другие его песни, публиковавшиеся
как солдатские без имени автора. Сын унтер- офицера, он и сам прошел через две
войны, стал унтер-офицером, при этом "комплексным музыкантом", умевшим не только
исполнять, но и сочинять военные песни. Одна из них "Русский царь набрал дружину..."
была впервые исполнена Григорием Малышевым 5 сентября 1835 года в городе Калише
в присутствии трех монархов на освящении памятника в честь боевого союза 1813-1814
годов. В 1833 году был восстановлен Священный союз между Россией, Пруссией и
Австрией. Идею Священного союза во многом укрепляло упомянутое в песне "породнение".
В мае 1873 года Николай I присутствовал в Берлине на бракосочетании племянницы
с принцем Вильгельмом, а сам был женат на прусской принцессе Шарлоте-Фредерике-Вильгельмине.
Но эти династические браки не спасли Россию от грядущих исторических катастроф.
После премьеры песни Малышев "высочайшим повелением" был переведен "большим
певчим" в придворную певческую капеллу, где и прослужил почти четверть века,
выпустив в 1848 году сборник стихов и песен, свидетельствующих о его незаурядном
поэтическом даровании, оставшимся не замеченным современниками, хотя его "Тройка"
уже при жизни стала песенной классикой, а стихотворение "Христос воскресе!"
тоже могло войти в хрестоматии наряду с другими образцами русской религиозной
лирики. Но история поэзии, увы, тоже не имеет сослагательного наклонения. Во времена
некрасовского "Современника" стихи и песни певчего из придворной капеллы, проникнутые
"верноподданническими настроениями", могли вызвать лишь полное отторжение. В
начал Крымской войны он выпустил в свет "солдатские куплеты", которые тоже попали
в разряд ура-патриотических. Участь Малышева на поэтическом Олимпе была предрешена,
что никак не сказалось на судьбах его песен, живущих по иным неисповедимым законам.
Антология военной песни / Сост. и автор предисл. В. Калугин.
М.: Эксмо, 2006.