|
|||
| |||
ДЖОН ГРЕЙ Музыка Матвея Блантера Слова Владимира Масса Джон Грей был всех смелее, Кетти была прекрасна. Страстно влюбился Джон Грей в Кетти. Как-то, Факта не в силах скрыть, Свой пыл он изложил. Но Кет сказала "Нет". "Грей, брось ты шутки эти",
"Нет, ни за что на свете" "Дети вдруг пойдут у нас на грех с тобой" "Ой"! "Нет ни за что на свете" "Могут случиться дети" "Нет, нет", сказала Кет. Как раз, в тот час, одетый весь в атлас, Лорд Браз, от глаз, той Кет, пришел в экстаз, И ей, скорей, чем мог заметить Грей Сказал, пылая: "Кет, возьмите мой браслет". У Кет, в ответ, в глазах зажегся свет И Кет, тогда сказала лорду: "Да". Тогда, лорд Браз у Кет, без лишних фраз Стал целовать зараз и рот, и нос, и глаз. Джон Грей был всех смелее, Лорд Браз был трус махровый. Новый у Джона быстро план возник тут. "Плут", крикнул он на лорда, К лорду под'ехал гордо, В жилет всадив жилет. "Браз, брось ты шутки эти"
"Мы ведь с тобой не дети" "Кетти, я поверь другому не отдам", "Хам"! "Лорд Браз воскликнул ах" "Дрожь ощутив в ногах". "Быстро на землю трах". У Кет, в ответ в глазах зажегся свет, И Кет, тогда сказала: я горда, О, да! Джон Грей, бери меня скорей, Владеть отныне мной Ты можешь как женой. Джон Грей, был всех смелее, Кетти была прекрасна. Страстно влюбилась Кетти в Джона. Тут на горе Вскоре, не скрыв секрет, К Джону прильнула Кет. Но Джон сказал смущен: "Кет брось ты шутки эти"
"Мы ведь с тобой не дети" "Дети вдруг пойдут у нас на грех с тобой" "Ой"! "Нет ни за что на свете" "Могут случиться дети" "Нет, слишком поздно Кет". У Кет, в ответ в глазах погас весь свет. Мораль, едваль, ей нынче не ясна. Одна, бледна в стенах сидит она И грустно смотрит в даль, Но нам ее не жаль. Пусть так, пустяк решает часто брак, То знак, что брак не создан для зевак, А вы всегда умейте, господа, Давать такой ответ прекрасным вашим Кет. Джон Грей. Фокс-трот. Музыка Матвея Блантера. М., Издание автора, 1924. "Джон Грей" - первый советский фокстрот, создан в 1923 (по воспоминаниям Блантера) или 1924 (по факту издания) году. В 1924 году издан Блантером за свой счет в Москве с текстом Владимира Масса, а позже - с идеологически выдержанным текстом Константина Подревского. На пластинку записан в Москве в 1926 году. Послужил основой дворовой песни об испанце Джоне Грее из страны далекой юга. "Джона Грея" с текстом Масса исполнял Андрей Миронов - но только первый куплет. В Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург) есть три авторских издания фокстрота Блантера: - московское 1924 года с примечанием на титульном листе "Исполняется с успехом Михаилом Гаркави", с портретом Гаркави, без указания на титульном листе автора текста и вложенным внутрь листом с текстом Масса; - киевское 1925 года с указанием на титульном листе автора текста К.Н. Подревского, вложенный листок с текстом в экземпляре библиотеки утрачен; - ленинградское 1927 года, копирующее киевское издание, с сохранившимся вложенным листом. Во всех изданиях над нотами стоит посвящение "Леониду Сигизмундовичу Губер", на титульном листе и листе с текстом имя персонажа написано как "Джон Грей", а над нотами - "Джон Грэй". Нотная запись во всех трех изданиях абсолютно идентична. Джон Грей в исполнении Андрея Миронова: Исполнение Евгения Шмуклера (фортепиано), 2009 год: Блантер вспоминал, что песня написана им с Владимиром Массом весной 1923 года и вскоре вышла на пластинке. Хронология немного не стыкуется. В 1923 году новые пластинки в стране не записывались. Музпред начал записи весной 1924 года, и в первом его каталоге (август 1924-го) "Джон Грей" не значится, то есть пластинки еще не было. Она упоминается в следующем каталоге, вышедшем в конце 1926 года. Историк российской звукозаписи Глеб Скороходов указывает, что пластинка была записана в 1926 году в исполнении оркестра под управлением виолончелиста Большого театра Станислава Корта в Кабине напевов (т.е. студии звукозаписи). Владимир Масс в 1933 году был арестован, десять лет провел в ссылке, а его имя на эти годы было вычеркнуто из официальных источников, в том числе из титров фильма "Веселые ребята", соавтором сценария которого был Масс. Из воспоминаний Матвея Блантера в беседе с журналистом Глебом Скороходовым в конце 1960-х гг.: "О пластинке в то время мечтать было нечего – их делали очень мало. Мне повезло, в начале 20-х моего «Джона Грея» записал Музпред или Музтрест, уже не помню. И этот фокстрот побил рекорд популярности. Когда в 24-м году Арго, Адуев, Типот и Вера Инбер написали обозрение против Чемберлена и других политиков и прочли его в Реввоенсовете, то председатель посоветовал обязательно использовать «Джона Грея», но с новым текстом, злободневным. И Вера Инбер написала какую-то чушь собачью: «Это необыкновенно – веер для Коминтерна!» После «Джона Грея» что бы я ни писал, на пластинки это не попадало – там начал править дьявольский РАПМ. А сочинял я немало. В девятнадцатом году для знаменитого Бориса Борисова написал «Мальчишку шлепнули в Иркутске». Вы бы слышали, как он это исполнял! Не зря же его обожал Шаляпин, и Борисов пел для него в бенефис «Фатеницу». А «Джон Грей» родился случайно. Я устроился заведовать музыкальной частью в театр к Форрегеру – «Мастфор». Там собралась неплохая компания: зав. литчастью – Владимир Масс, главный художник – Сергей Юткевич, будущий кинорежиссер, второй художник – Сергей Эйзенштейн, тоже о кино еще не помышлявший. Форрегер блестяще ставил обозрения, в которые вставлял музыкальные номера, преимущественно иностранные шлягеры. Все говорили, что делал это он гениально. И я как-то сказал Володе Маасу: - Давай сами напишем что-нибудь в этом духе, что мы, лаптем щи хлебали?! И весной двадцать третьего появился тот самый «Грей», а затем и пластинка. С эстрады тогда меня пели много. Антонина Васильевна Нежданова исполняла в концертах мою «Фудзияму», но на пластинки ее не записала. Вообще в грамстудию меня не приглашали лет пятнадцать! (Скороходов Г. А. Тайны граммофона: Все неизвестное о пластинках и звездах грамзаписи. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм, 2004, с. 73-74). В другой главе той же книги, с. 264-266, уже текст самого Скороходова: "В своих пристрастиях Объединение музыкальных предприятий проявило удивительную преемственность. В его «Полном каталоге пластинок для граммофона», выпущенном в конце 1926 года, на ста страницах названо около трех тысяч записей, вдвое больше, чем в предыдущем. Новинки среди них представляют наибольший интерес… Впервые на русской этикетке появилось это мало кому знакомое английское слово «фокстротт» (так оно писалось в ту пору). Корт и Львов-Вельяминов разделили пальму первенства в исполнении первых танцев в новом ритме, вышедших на советских дисках. Сегодня подобный факт воспринимается в порядке вещей, и ничего необычного в нем нет. Тогда же, в 1926 году исполнение ансамблем Корта первого советского фокстрота «Джон Грей» Матвея Блантера вызвало бурю. Для членов Российской ассоциации пролетарских музыкантов «Джон Грей» надолго стал красной тряпкой их корриды борьбы с искусством, чуждым массам, а сам новый ритм - зловреднее уголовщины. И хотя со страниц изданий «создателей пролетарской музыки» посыпались проклятия и композиторам-нэпманам, к которым тут же был причислен Блантер, получивший титул «фокстротчика», и Музпред с Апрелевкой, попавшие под влияние нэпманских вкусов, на брань РАПМа, только набиравшего силу, не обратили внимания. Более того, Музпред приглашает в свой кабинет напевов духовой оркестр под управлением Федора Николаевского, тоже артиста Большого театра, кларнетиста, композитора, впоследствии возглавившего один из лучших коллективов духовиков страны. Его ансамбль исполнил в один присест серию произведений в переложении для духовых инструментов — «Варшавянку», «Смело, товарищи, в ногу», похоронный марш «Вы жертвою пали», «Траурный марш» Геде, а потом, быть может, для того, чтобы взбодрить дух — сразу два бравурных фокстрота «Электрик Джимми» Блантера и «Эвелин» сочинения руководителя оркестра. Десяток фокстротов на три тысячи других записей, попавших в упомянутый каталог 1926 года. Скромно. Но рапмовцы восприняли их брешью, сквозь которую хлынет мутный поток заграничной заразы". Блантер Матвей Исаакович (1903-1990) Подревский Константин Николаевич (1889-1930) Масс Владимир Захарович (1886-1979) |
|||
|