|
||||||
| ||||||
#Я24жм, #Я4жм ЕСТЬ В КРАСНОЯРСКЕ ТЮРЬМА БОЛЬШАЯ Есть в Красноярске тюрьма большая, Народу в ней не перечесть. Ограда каменна высока, Через неё не перелезть. И вот заходит тюрьмы начальник И начинает выкликать: «Рецидивисты, все собирайтесь, Пора вас в лагерь отправлять». Рецидивисты все собралися, Сложили вещи подле ног, А под тюрьмою мать-старушка Стоит и плачет у ворот. А сын заметил и сам заплакал, И вытер слёзы рукавом. Сестрёнка тоже вытирала Своим батистовым платком. Вот поезд тронулся, помчался, Помчался прямо на восток, И до лихого Магадана Остановиться он не мог. Две последние строки повторяются Арестантская песня о Красноярской тюрьме написана на известный мотив. Тот же мотив, к примеру, у песни анархистов из кинофильма «Оптимистическая трагедия»: Мы — анархисты, Народ веселый, Для нас свобода дорога. Свои порядки, Свои законы, Всё остальное — трын-трава! Была бы хата, Немного блата, А в хате — кучи барахла, Была б жакетка, А в ней соседка - Всё остальное — трын-трава! и т. д. Кроме того, достаточно известны вариации этой мелодии («Цыплёнок жареный» и пр.), относящиеся к временам нэпа. Сама песня о красноярской тюрьме написана не ранее середины 30-х годов, на что указывает упоминание о Магадане (строительство начато в 1933 г.) Жиганец Ф. Блатная лирика. Сборник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 202-203. Этот же вариант текста (первая строка - "В Красноярске тюрьма большая") ранее опубл. в сб.: Песни узников. Сост. Владимир Пентюхов. Красноярк, 1995. В песне конкурируют два поэтических размера. Кабаретный ритм "Цыпленка жареного" (две строки двухстопного ямба и строка четырехстопного):
- вытесняется более привычным для устной традиции ровным четырехстопным ямбом баллад конца XIX - 1-й п. XX в. ("Коногон", "Последний нынешний денечек", "По полю танки грохотали"), один безударный слог (выделен жирным) при этом отпадает:
На тот же мотив поется песня "Черная шляпа" (Черная шляпа, пальто из драпа...), фрагментами совпадающая с "Мы - анархисты". |
||||||
|