|
|||
| |||
ОГНИ ПРИТОНА Огни притона заманчиво мерцали, А джаз Утёсова заманчиво гремел; Там за столом мужчины совесть пропивали, А девки пивом заливали свою честь. Там, за столом, сидел красивый парень, Он был мальчишечка с надорванной душой. Он был дитя, когда отец его покинул; Оставив жить их с матерью вдвоём. Ребёнок рос, и мать его ласкала, Сама не ела — всё сыну берегла. С рукой протянутой на паперти стояла, Дрожа от холода, в лохмотьях, без платка. Но вырос сын, с ворами он спознался, Стал водку пить и дома не бывать, Он пропадал в малинах и шалманах (1) И позабыл свою старушку-мать. А умирающая мать лежит в постели, Болит и стонет надорванная грудь. Она лежит в сыром нетопленом подвале, Не в силах руку за копейкой протянуть. Вот в двери стук, и двери отворились, Вошёл в костюме он и в кожаном пальто, Упал пред ней, сказал: «Мамаша, здравствуй!» И больше вымолвить не мог он ничего. «Сынок, постой, не уходи, останься И пожалей свою старушку-мать! Ведь о тебе немало горьких слёз пролито, И ещё больше слёз придётся проливать!» «Нет, не проси, с тобой я не останусь, Ведь мы судьбой навек разлучены: Я стал давно вором и уркаганом, И у меня теперь не может быть семьи». (2) И он ушёл, тяжёлой дверью хлопнул И не сказал ей больше ничего. А мать с рыданьями зарылася в лохмотья, Ей было больно за сына своего! Наутро мать лежала в белом гробе, А к ночи мать на кладбище свезли. А сына родного с отчаянной шпаною За преступления к расстрелу повели! 1) Шалман — притон, место для кутежа. (2) Вариант двух последних строк – «Я - вор-убийца, я забрызган кровью, Я атаман разбойничьей семьи». В первом варианте речь идёт о том, что по старым блатным законам вор должен был навсегда отказаться от своей семьи. Песня родилась в середине 30-х годов и поётся на мелодию знаменитой воровской «Судьбы». Как и в «Судьбе», развивается та же тема: отношения «честного жулика» и матери. По воровским «законам» того времени, настоящий «блатной» должен был полностью отказаться от семьи, в том числе от матери. Однако при этом мать для вора — это святое слово. Размышлениям на эту тему посвящены многие уголовные песни («Летит паровоз», «Вот уж год, как я пропал в тумане» и проч.) Жиганец Ф. Блатная лирика. Сборник. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001, с. 123-124. Джаз Утесова создан летом 1928 года в Ленинграде, первое выступление состоялось 8 марта 1929 года в Малом оперном театре на концерте, посвященном Международному женскому дню. Программа называлась "Теа-джаз", как и сам ансамбль. Затем эта же программа была показана в Саду им. Дзержинского на Петроградской стороне и на нескольких предприятиях. Весь летний сезон оркестр играл в Ленинграде. В 1936 году (после успеха в 1934 году "Веселых ребят") Утесов полностью перебрался в Москву. Джаз Утесова, как и многие джазовые коллективы того времени, часто играл в фешенебельных ресторанах, в частности, в московском "Метрополе" (но уж точно не в притонах - разве что, на пластинках). ВАРИАНТЫ (7) 1. Огни притона Огни притона заманчиво мигали, А джаз Утесова заманчиво гремел. Там за столом мужчины совесть пропивали, А девки честь свою хотят залить вином. Там за столом сидел красивый парень, Одет он скромно, с надорванной душой, Он был дитя, когда отец его покинул, Оставив жить их с матерью вдвоем. Ребенок рос, а мать его кормила, Сама не ела — все сыну берегла. С рукой протянутой на папертях стояла, Порой в лохмотьях и даже без пальто! Вот вырос сын, с ворами он сознался, Он стал кутить и дома не бывать. Он время проводил в притонах и разврате И позабыл свою старушку мать. А мать по сыну плачет и страдает, Болит и стонет надорванная грудь. Она лежит в сыром нетопленом подвале, Не в силах руку за копейкой протянуть. Вот в двери стук, и двери отворили, Вошел в костюме он и в кожаном пальто, Сказал он тихо, сказал: «Мамаша, здравствуй!», - И ничего он больше вымолвить не мог. «Ах, погоди, не уходи, останься, Ты пожалей свою старушку-мать! Ведь о тебе уже немало слез пролито, Еще немало придется проливать!» Но он ушел и даже дверью хлопнул, И не сказал ей больше ничего, А мать, рыдая, зарылася в лохмотья, Ей было больно после этого всего. Наутро мать лежала в белом гробе, А к вечеру на кладбище свезли, А сына родного с отчаянными бандитами Наутро всех к расстрелу привели. Две последние строки повторяются С фонограммы Алексея Козлова, альбом «Пионерские блатные песни», Sintez Records, 1996. 2. Мальчишка Огни притона заманчиво мигали, И джаз Утесова заманчиво играл. Там за столом мужчины совесть пропивали, Девицы пивом заливали свою честь! Там за столом сидел угрюмый парень, Он был мальчишечка с изорванной судьбой. Он молодой, но жизнь его разбита, В притон попал он, заброшенный бедой! Мальчишка рос, и мать его ласкала, Сама не ела — сыну берегла. С рукой протянутой на паперти стояла, Дрожа от холода в лохмотьях, без пальто! Но вырос сын, с ворами он спознался, Стал водку пить и дома не бывать. Он познакомился с красивою девчонкой И позабыл совсем свою старушку мать! А умирающая мать лежала на постели И тихо сына милого звала. И он пришел, упал пред нею на колени, Сказав: — О, мама! Мама! И больше вымолвить не мог он ничего. Наутро мать лежала в белом гробе, Наутро мать на кладбище снесли, А молодого красивого парнишку На расстрел поутру повели! В нашу гавань заходили корабли. Пермь, "Книга", 1996. Близкий вариант: Огни притона заманчиво мигали... Огни притона заманчиво мигали, И джаз Утесова заманчиво играл. Там за столом мужчины совесть пропивали, Девицы пивом заливали свою честь. Там за столом сидел угрюмый парень, Он был мальчишечка с изорванной судьбой. Он молодой, но жизнь его разбита, В притон попал он, заброшенный бедой. Мальчишка рос, и мать его ласкала, Сама не ела — сыну берегла. С рукой протянутой на паперти стояла, Дрожа от холода, в лохмотьях, без пальта. Вот вырос сын, с ворами он спознался, Стал водку пить и дома не бывать. Он познакомился с красивою девчонкой И позабыл свою старушку мать. А мать больная лежала на постели И тихо сына милого звала. И он пришел, упал пред нею на колени, Сказав: "О, мама!" - и больше ничего. Наутро мать лежала в белом гробе, Ее чужие на кладбище снесли, А молодого, красивого парнишку На расстрел поутру повели. А я не уберу чемоданчик! Песни студенческие, школьные, дворовые / Сост. Марина Баранова. - М.: Эксмо, 2006. 3. Огни притона Огни притона заманчиво мигают, И джаз Утесова заманчиво гремит. Там за столом мужчины совесть пропивают, Девчата честь свою вином хотят залить. Там за столом сидел угрюмый парень. Он был мальчишечка с надорванной судьбой. Он молодой, но жизнь его разбита, В притон попал, заброшенный бедой. Мальчишка рос, и мать его ласкала, Сама не ела - все лишь для него, С рукой протянутой на паперти стояла, Дрожа от холода в лохмотьях, без пальто! Но вырос сын, с ворами он спознался, Стал водку пить и дома не бывать. Он познакомился с красивою девчонкой И позабыл совсем старушку-мать! А мать одна о сыне все страдала - Болели руки и надорванная грудь, Лежит в сыром нетопленом подвале, Не в силах руку за копейкой протянуть. Он стукнул в дверь - и двери отворились, Вошел в костюме, в кожаном пальто. Войдя, сказал он: «Здравствуй, моя мама», А больше вымолвить не смог он ничего. Родная мать на локте приподнялась, Глаза опухшие на сына подняла, С укором жалобным на сына поглядела, С седых ресниц ее катилася слеза: - Зачем пришел, изысканно одетый? Зачем пришел больное сердце рвать? Ведь по тебе, сынок, немало слез пролито И сколько их придется проливать. - О, мама, нет! Пришел просить прощенья. Прости ты сына, бродягу своего, Жизнь привела меня к притону и разврату И отлучила от дома своего. Наутро мать лежала в белом гробе, Наутро мать на кладбище снесли, А ее сына с шайкою бандитов За преступления к расстрелу повели! Нина Евгеньевна ФОКИНА из деревни Шабольцево Мышкинского района и Евгения СОКОЛОВА из Тутаева, словно сговорившись, прислали песню. Ярославская областная газета «Золотое кольцо», 11.12.2002, рубрика «Песни нашего двора». 4. Огни притона заманчиво мерцали Огни притона заманчиво мерцали, А джаз Утесова заманчиво гремел. Там за столом мужчины совесть пропивали, А девки пивом заливали свою честь. Там за столом сидел красивый парень. Он был мальчишечка с надорванной душой. Он был дитя, когда отец его покинул, Оставив жить их с матерью вдвоем. Ребенок рос, и мать его ласкала, Сама не ела — все сыну берегла. С рукой протянутой на паперти стояла, Дрожа от холода, в лохмотьях, без платка. Но вырос сын. С ворами он спознался, Стал водку пить и дома не бывать, Он пропадал в малинах и шалманах И позабыл свою старушку-мать. Но вот звонок - и двери отворились, Вошел в костюме он и в кожаном пальто, Упал пред матерью. Сказал: "Мамаша, здравствуй!" - И долго вымолвить не мог он ничего. Затем сказал: "С тобой я не останусь, Ведь мы судьбой навек разлучены: Я стал давно вором и уркаганом, И у меня теперь не может быть семьи". Русский шансон / Сост. Н. В. Абельмас. – М.: ООО "Издательство АСТ"; Донецк: "Сталкер", 2005. – (Песни для души). 5. Огни притона Огни притона заманчиво играли, И джаз Утесова заливисто играл. Там за столом мужчины совесть пропивали, А дамы пивом заливали свою честь. Там за столом сидел угрюмый парень, Он был мальчишкою с изломатой судьбой. Он молодой – но жизнь его разбита, В притон попал он, заброшенный бедой. Мальчишка рос, и мать его ласкала, Сама не ела — сыну берегла. С рукой протянутой на папертях стояла, Порой босая и даже без пальта! Но вырос сын, с ворами он спознался. Стал водку пить и дома не бывать. Он познакомился с красавицей-девчонкой И позабыл навек старушку-мать… А умирающая мать лежала на постели И тихо сына милого звала. И он пришел и рухнул на колени: "О, мама, мама!!!" – И больше ничего он не сказал… Наутро мать лежала в белом гробе, Наутро мать на кладбище снесли, А молодого красивого парнишку Да на расстрел поутру повели! Сиреневый туман: Песенник / Сост. А. Денисенко - Серия "Хорошее настроение". Новосибирск, "Мангазея", 2001. 6. Огни притона Огни притона заманчиво мерцают, Там джаз Утесова заманчиво поет. Там за столом мужчины совесть пропивают, А девы честь они хотят залить вином. Там между их сидел он мужчина. Он был красив и в кожаном пальте. А мать его на паперти стояла, С рукой протянутой и даже без пальта. Ребенок вырос, с ворами спознался, Он стал кутить и дома не бывать. А мать лежит в сыром нетопленом подвале, Все думает о сыне дорогом. Вдруг в двери стук, и двери распахнулись, И сын заходит в кожаном пальте. "Ах, мама, мама, мама, мама, мама!" И больше вымолвить не смог он ничего! Прислала журналистка Анна Баскакова 16 марта 2008 г. вместе с песней "Вырос в поле колокольчик..." и прим.: "Обе песни мне пела нянечка в московской городской инфекционной детской больнице, году примерно в 1980." 7. Огни притона заманчиво мигали... Огни притона заманчиво мигали, И джаз Утесова по-прежнему звучал. Там за столом девицы совесть пропивали, Мужчины пивом заливали свою грусть. А в стороне сидел один парнишка, Он был дитя с изысканной душой. Он молодой, но жизнь его разбита. Попал в притон, где был заброшен там судьбой. Малютка рос, с ворами он спознался, Стал пить, курить ночами дома не бывать, Стал посещать он притоны, балаганы И позабыл свою старушку мать. А мать больная в нетопленом подвале. Болит у матери истерзанная грудь, Болит у матери. Болеет о сыночке, Не в силах руку за копейкой протянуть. Вот шум и стук, и двери отворились, Заходит сын, изысканно одет. Упал на грудь, сказал: «Мамаша, здравствуй!» И больше вымолвить он ничего не смог. А мать больная на локте приподнялась: «Зачем пришел ты душу мне терзать? Тут без тебя уже немало слез пролито И за тобой, сынок, придется проливать». «О, мама, нет! Пришел просить прощенья! О, мама, нет! Прошу тебя, прости! Я — вор, убийца, я весь обрызган кровью. Я — атаман разбойничьей семьи». Наутро мать с того темного подвала В гробу дубовом на кладбище снесли. А ее сына с шайкою бандитов За преступление к расстрелу повели. Русский шансон / Авт.-сост. И. Банников. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - (1000 советов от газеты «Комсомольская правда»), с. 120-122. |
|||
|