ВСТРЕЧА С БРАТОМ

Я вот в годы гражданской войны песню слыхал одну, как два брата по-разному воевали: один — у белых, а другой — у красных. Как услышу это, песню, — слезы на глазах: ведь и у нас так было.

Я пошел в ряды красных, а брат Лукьян дома остался. Говорю ему:

— Пойдем, брат, с нами. Зачем тут оставаться?

— Нет, — говорит, — я тут спасусь. Ты ступай, а я не пойду.

А когда меня проводили, он начал озоровать над моей женой. То одежду выкинет на улицу, то ее выгонит — иди, мол, куда хошь.

Жена пробралась ко мне, и мы вместе с ней на фронт пошли. Первое время была в обозе, потом со мной ездила в разведку. Она, когда Оренбург взяли, от раны померла.

Как-то, это было в восемнадцатом году, около Милиуса, по реке Белой, стояли мы и белые. Утром подъезжаю с патрулем ближе к берегу, гляжу — на другой стороне мой брат стоит. Говорю товарищам:

— Это брат мой! А они:

— Ошибся, должно быть, зачем он пойдет к белым!

Когда еще ближе подошел к реке, я и скричал: — Лукьян, ты?

Он повернулся ко мне лицом и говорит:

— Ты что кричишь мне?

Я у него спрашиваю:

— Ты давно из двора?

— Неделю, — отвечает, — как из двора.

Я теперь и говорю:

— Чем отсюда нам кричать, переезжай сюда, к нам (у них лодка была).

Он винтовку берет и садится в лодку. Я ему кричу:

— Зачем винтовка тебе? Чать не драться будем.

Он винтовку тогда отдал одному и сел в лодку.

Как стал подъезжать к нашему берегу, я слез с коня и спустился к нему на берег, стал лодку на берег вытаскивать, а он, сволочь, в меня из нагана выстрелил. Хотел в висок попасть, а попал в затылок. Я тогда выхватил шашку и зарубил его. Тут беляки огонь открыли по мне. Еще раз меня ранили. И начался бой. Крепко белякам всыпали наши. Только я вскоре память потерял, весь бой не помню, меня увезли в больницу.

Красный набат. Песни, стихи и рассказы уральцев о Великом Октябре и гражданской войне. Отбор текстов и редакция М. Г. Китайника и А. С. Фрумкиной. Пермь, 1957, стр. 175—176. Зап. Н. Я. Брюсовой в 1935 г. в г. Аше от Е. Л. Аверьянова, 45 л., уральского партизана. Близкий рассказ записан А. М. Астаховой в 1932 г. в Повеяце (Карелия) от партизана С. Г. Леонтьева (Советский фольклор, вып. I. Л., 1934, стр. 38). Приводится по изд.: Русский советский фольклор. Антология / Сост. и примеч. Л. В. Домановского, Н. В. Новикова, Г. Г. Шаповаловой. Под ред. Н. В. Новикова и Б. Н. Путилова. Л., 1967, № 20.


Песня, о которой идет речь в начале рассказа - "Два брата". Те же мотивы - в стихотворении Александра Прокофьева "Повесть о двух братьях" (1932).