В воскресенье мать-старушка
К воротам тюрьмы пришла
И в платке к родному сыну
Передачу принесла.
И привратнику сказала,
Что утомилася она:
- Ноги старые устали,
Сорок верст пешком я шла.
Передайте вы Ванюше!
Всюду люди говорят,
Что в тюрьме там заключенных
Бьют и с голоду морят.
Надзиратель усмехнулся:
- Твой Ванюша осужден,
Вчера утром на рассвете
На спокой отправлен он.
Осудили его чехи.
У тюремной у стены,
Когда приговор читали
Знали звездочки одни.
Повернулася старушка,
Покачнулася слегка,
К надзирателю тихонько
Протянулася рука:
- Передачу я купила
На последние гроши,
Передайте заключенным
На помин его души.
Повернулася старушка,
От ворот тюрьмы пошла,
И никто про то не знает,
Что в душе она несла.
Вот пришла домой старушка,
Рассказала, где была,
Обняла детей-сироток,
Слезно плакать начала.
- Вы, сиротки, вы сиротки,
Ты, несчастная жена.
Так за что же расстреляли
Чехи родного сынка?
Записана А. Гуревичем от слепого певца в Иркутске, в предместье Маратово
в 1935. Впервые: Фольклор Восточной Сибири. Сост. А. Гуревич. Иркутск,
1938, стр. 22, текст № 66. Один из вариантов записан на Урале, см. уральский
сборник фольклора «Сказы, песни и частушки». Под ред. Е. М. Блиновой.
Челябинск, 1937, стр. 216-218, текст № 9 (в основном совпадает с приведенным
текстом). Приводится по изд.: Элиасов Л. Е. Народная революционная поэзия
Восточной Сибири эпохи гражданской войны. Улан-Удэ, 1957. С. 122-123.
Песня об Александровском централе времен колчаковщины. Александровский
централ служил тогда концлагерем. В годы Гражданской войны было сложено
две песни о нем, обе на мотив песни "Далеко
в стране Иркутской", созданной узниками Александровского централа
1880-х гг. Вторая песня - "В Александровском
селеньи", - рассказывает о восстании заключенных в декабре 1919
года. После Гражданской войны песня сохранилась в блатном репертуаре -
в частности, урки пели ее в сталинских лагерях.
В вариантах обеих песен упоминаются чехи. Они оказались
втянуты в Гражданскую войну в России в мае 1918 г. Чехословацкий корпус,
сформированный в царской России в годы Первой мировой из военнопленных
чехов и словаков - подданных Австро-Венгрии, был объявлен частью армии союзников и по условиям Брестского
мира подлежал эвакуации из России через дальневосточные порты. Эшелоны
корпуса растянулись по всей Сибири и востоку Европейской части России. В дороге
у чехов случился конфликт с пленными австрийцами, большевики попытались
разоружить корпус, чехословаки оказали сопротивление и ликвидировали Советскую
власть на территории своего следования, взяли Самару и установили там
новое, эсеровское правительство - Комитет членов учредительного собрания.
После колчаковского переворота 18-19 ноября 1918 г. чехи выполняли
карательные функции (причем сохранились жалобы самих чехов, что под прикрытием
чешских штыков белогвардейцы творят террор и беззаконие; с другой стороны,
сохранились также подобные жалобы белогвардейцев на зверства чехов).
Расстрелы в истории России
Расстрел как способ казни в России до начала Гражданской войны 1917-1922
гг. применялся редко. Единственный период массовых расстрелов в царской
России - подавление революции 1905-1907 гг. Тогда прозвучали два известных приказа карательным войскам: генерала
Ф. Трепова в Петербурге "Патронов не жалеть!" и командира Семеновского
полка полковника А. Мина в Москве "Арестованных не иметь!"
Официально все это время смертная казнь в России была отменена, за исключением особых случаев. Ее отменила
императрица Елизавета - фактически с 1741 г., формально указом от 30 сентября 1754 г.
Указ Екатерины II от 6 апреля 1775 г. подтвердил указ Елизаветы, однако исключая случаи особо тяжких преступлений (этой оговоркой воспользовались
при казни декабристов). После смерти Екатерины смертную казнь еще раз
упраздняет Павел I указом от 13 апреля 1799 г. 1-я
Государственная дума 16 мая 1906 г. единогласно принимает законопроект об отмене смертной казни, однако он не успевает стать законом, а Дума вское распускается. До 1905 г. казнили, в очень редких случаях,
политических или военных преступников, но через повешение, а не через расстрел. В русском дореволюционном фольклоре как правило "рубят
голову" или "вешают".
В очередной раз смертная казнь исчезла в результате Февральской революции, но затем
Временное правительство вернуло ее на фронте. Практика же массовых расстрелов
вновь стала применяться в годы Гражданской войны.
См. также другую старую песню о расстреле: "Казнь
моряка".
ВАРИАНТЫ (6)
1. В воскресенье мать-старушка
В воскресенье мать-старушка
К воротам тюрьмы пришла,
В узелке родному сыну
Передачу принесла.
«Передайте передачу,
А то люди говорят,
Что в тюрьме-де заключенных
Сильно голодом морят».
Усмехнулся надзиратель:
«Твой сыночек осужден,
Осужден прошедшей ночью,
На покой отправлен он.
Твово сына расстреляли
У тюремной у стены;
Когда приговор читали,
Знали звездочки одни».
Побледнела мать-старушка,
Пошатнулася слегка,
Ноги старые устали –
Сорок верст пешком прошла.
У надзирателя невольно
Покатилася слеза.
«Передачу я купила
На последние гроши,
Передай же передачу
На помин его души».
Побледнела мать-старушка,
От ворот тюрьмы пошла…
И никто про то не знает,
Что в душе она несла.
Неизвестный источник
2. В воскресенье мать-старушка
В воскресенье мать-старушка
К воротам в тюрьму пришла,
Своему родному сыну
Передачу принесла.
— Передайте, передайте,
А то люди говорят,
Что в тюрьме всех-заключенных
Сильно голодом морят.
Ей привратник отвечает: —
Твоего сыночка нет,
Осужден, прошедшей ночью
На расстрел отправлен он,
Его чехи расстреляли
У той каменной стены,
Когда приговор читали —
Знали звездочки одни.
Повернулась мать-старушка,
От ворот тюрьмы пошла,
И никто про то не знает,
Что в душе она несла.
Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп»,
1979, № 45. Записана от Бабинской М. И., г. Иссык, в 1976 г. См. вариант:
"Русский фольклор в Латвии", с 388.
3. В воскресенье мать-старушка
В воскресенье мать-старушка
К воротам тюрьмы пришла,
Своему родному сыну
Передачку принесла.
- "Передайте передачку,
А то люди говорят:
Заключенных в тюрьмах много, -
Сильно голодом морят".
Ей привратник усмехнулся:
"Твоего здесь сына нет.
Прошлой ночью был расстрелян
И отправлен на тот свет".
Повернулась мать-старушка,
От ворот тюрьмы пошла…
И никто про то не знает -
Что на сердце понесла.
Сиреневый туман: Песенник / Сост. А. Денисенко - Серия "Хорошее настроение".
Новосибирск, "Мангазея", 2001.
4. Ой вы, цепи, мои цепи
Ой вы, цепи, мои цепи,
Вы тюремны сторожа.
Не порвать вас, не порезать
Никому и никогда.
В воскресенье мать-старушка
К воротам тюрьмы пришла,
И своему родному сыну
Передачу принесла.
«Передайте передачу,
А то люди говорят,
Что по тюрьмам заключенных
Сильно голодом морят».
Надзиратель усмехнулся
И старушке дал ответ:
«Твоего сына расстреляли
И давно на свете нет.
Твоего сына расстреляли
Возле каменной стены.
И никто о том не знает,
Только звездочки одни».
Мать-старушка, зарыдавши,
От ворот тюрьмы ушла.
И никто о том не знает,
Что она перенесла.
Песни нашего двора / Авт.-сост. Н. В. Белов. Минск: Современный литератор,
2003. – (Золотая коллекция).
5. В воскресенье мать-старушка
В воскресенье мать-старушка
К воротам тюрьмы пришла,
Своему родному сыну
Передачу принесла.
Передайте передачу,
А то люди говорят,
Что по тюрьмам заключенных
Сильно голодом морят.
А привратник отвечает:
- Твово сына больше нет.
Его нынче расстреляли
Утром раненько чуть свет.
Пошатнулася старушка,
Горько плакать начала.
Уронила передачу,
От ворот тюрьмы пошла.
Песни узников. Составитель Владимир Пентюхов. Красноярк: Производственно-издательский
комбинат "ОФСЕТ", 1995.
6. В воскресенье мать-старушка
В воскресенье мать-старушка
К воротам тюрьмы пришла,
Своему родному сыну
Передачу принесла.
«Передайте передачу,
А то люди говорят,
В новгородском заключеньи
Сильно голодом морят».
Ей приказчик отвечает:
«Несчастливый твой удел:
Твой сыночек этой ночью
Приговорен на расстрел!»
Со слезами мать-старушка
От тюрьмы пошла,
Своему родному
Сыну передачу принесла.
Прислала
12 авг. 2015 г. Александра Барбашова <madam.barbashova @ yandex.ru>, собирательница фольклора. Текст записан ею в деревне Наволок Новгородского района Новгородской области от Лузановой В.И.