|
|||
| |||
ДАЛЕКО В СТРАНЕ ИРКУТСКОЙ Далеко в стране Иркутской Между скал и крутых гор, Обнесен стеной высокой Чисто выметенный двор. На переднем на фасаде Большая вывеска висит, А на ней орел двуглавый Позолоченный блестит. По дороге тройка мчалась, Ехал барин молодой, Поравнявшись с подметалой, Крикнул кучеру: «Постой!» «Ты скажи-ка, подметала, Что за дом такой стоит? Кто хозяин тому дому? Как фамилия гласит?» «Это, парень, дом казенный, Александровский централ. А хозяин сему дому Сам Романов Николай. Здесь народ тиранят, мучат И покою не дают. В карцер темный замыкают, На кобылину кладут. «Сибирский архив», Иркутск, 1912, № 6 Элиасов Л. Е. Народная революционная поэзия Восточной Сибири эпохи гражданской войны. Улан-Удэ, 1957, стр. 117. Творческое наследие Александровского централа. Первоначальный текст - стихотворение «Александровский централ» - создано неизвестным каторжанином не позднее 1880-х гг. Там же, в централе, к стихотворению был подобран мотив, и оно превратилось в песню, которая получила известность под названием «Далеко в стране Иркутской». (Существует запись от Артема Елшина, 103-х лет, колхозника с. Душелан, Баргузинского аймака БМАССР. Эту песню он слышал в 1880-е гг. от заключенного Александровского централа, который только что вышел на волю. Упоминание об этом см. Элиасов, там же, стр. 116). Приведенный выше вариант – один из первоначальных, вышедших из централа. Текст песни продолжал развиваться вплоть до падения монархии в 1917 году. Ненависть к самодержавию высказывалась уже в первых вариантах, но в них еще нет угроз. Угрозы в адрес государственного строя появятся в вариантах времен революции 1905 года. Есть песня с тем же началом на иной сюжет (расстрел уголовника), восходящая к "Александровскому централу". Иркутск упоминается во многих каторжанских песнях - например, "С Иркутска ворочуся", "Зачем я встретился с тобою?". Во время Февральской революции все политзаключенные Александровского централа были освобождены. Пустовали их места недолго – в 1918-1919 гг. колчаковцы превратили Александровский централ в концлагерь, где пытки и массовые расстрелы стали обычным явлением. В эти годы появились две новые песни об Александровском централе на тот же мотив - «В Александровском селенье» о восстании заключенных в декабре 1919 года и «В воскресенье мать-старушка». Однако "Далеко в стране иркутской" также продолжала бытовать - у партизан Восточной Сибири во время Гражданской войны, у сталинских политзаключенных, затем - у диссидентов. ВАРИАНТЫ (3) 1. Далеко в стране иркутской Далеко в стране иркутской, Между скал, высоких гор Обнесен большим забором Чисто выметенный двор. Чистота кругом, порядок, Нигде соринки не найдешь - Подметалов там немало, В каждой камере найдешь. Вот по дороге тройка мчится, В ней неизвестный господин. Он поравнялся с подметалой, Тройку вмиг остановил. Шапку снял, перекрестился, Как завидел кандалы: «И за что вас Бог карает, Ты, служивый, расскажи». «Где же, барин, все упомнишь, Кто за что сюда попал. Я и сам седьмое лето, Как свободы не видал. Я попал сюда случайно, За изменщицу-жену, Что убил ее не тайно - Знать, уж быть тому греху. Кто за звонкую монету, Кто за подделку векселей, За побег с военной службы, За начальство - сволочей». «Если хочешь ты, служивый, Я тебя освобожу». - «Не, спасибо, добрый барин, Я последний день сижу». «Ты скажи, скажи, служивый, Что за этот большой дом, Кто хозяин всему дому, Как фамилия его?» «Это, барин, дом казенный, Николаевский централ, А хозяин сему дому Сам Романов Николай». Барин снова сел в коляску, Крикнул кучеру: «Пошел!» Позади его остался Преогромный, большой дом. С не существующего ныне сайта Александра Кантемировского "Узелочек". 2. Далеко в стране Иркутской Неизвестный автор Далеко в стране Иркутской, Между двух огромных скал, Обнесен стеной высокой, Александровский централ. Чистота кругом и строго, Ни соринки не найдешь: Подметалов штук десяток В каждой камере найдешь. Дом большой, покрытый славой, На нем вывеска стоит, А на ней орел двуглавый Раззолоченный висит. По дороге тройка мчалась, В ней был барин молодой. Поравнявшись с подметалой, Крикнул кучеру: «Постой! Ты скажи-ка мне, голубчик, Что за дом такой стоит? Кто владелец тому дому? Как фамилия гласит?» — «Это, барин, дом казенный — Александровский централ, А хозяин сему дому Здесь и сроду не бывал. Он живет в больших палатах, И гуляет, и поет, Здесь же в сереньких халатах Дохнет в карцере народ». — «А скажи-ка мне, голубчик, Кто за что же здесь сидит?» — «Это, барин, трудно помнить: Есть и вор здесь и бандит. Есть за кражи и убийства, За подделку векселей, За кредитные билеты... Много разных штукарей. Есть преступники большие, Им не нравился закон, И они за правду встали, Чтоб разрушить царский трон. Есть за правду за народну: Кто в шестом году восстал, Тот начальством был отправлен В Александровский централ. Отольются волку слезы. Знать, царю несдобровать!» Уловив слова угрозы, Барин крикнул: «Погонять!» <1906> Русские народные песни. Песенник. Ред.-сост. проф. Е. В. Гиппиус. Гос. изд-во "Искусство", Л., 1943, стр. 72-73. Приводится по: Элиасов Л. Е. Народная революционная поэзия Восточной Сибири эпохи гражданской войны. Улан-Удэ, 1957, стр. 117-118. Тот же вариант, только два предпоследних куплета поменяны местами: Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка). Один из наиболее распространенных вариантов, бытовавших перед Февральской революцией. 3. Александровский централ Далеко в стране Иркутской, Между двух огромных скал, Обнесён стеной высокой Александровский централ. (1) Дом большой, покрытый славой, На нём вывеска висит, А на ней орёл двуглавый Раззолоченный стоит. Чистота кругом и строгость, Ни соринки не найдёшь: Подметалов штук с десяток В каждой камере найдёшь. По дороге тройка мчалась, В ней был барин молодой. Поравнялся с подметалой, Крикнул кучеру: «Постой! Ты скажи-ка мне, голубчик, Что за дом такой стоит? Кто владелец тому дому? Как фамилия гласит?» «Это, барин, дом казённый, Александровский централ. А хозяин сему дому Здесь отроду не бывал. (2) Он живёт в больших палатах, И гуляет, и поёт, Здесь же в сереньких халатах Дохнет в карцере народ». «А скажи-ка ты, голубчик, Кто за что же здесь сидит?» «Это, барин, трудно вспомнить: Есть и вор тут, и бандит. Есть за кражу и убийства, За подделку векселей, За кредитные билеты... Много разных штукарей. Есть преступники большие - Им не нравился закон. И они за правду встали, Чтоб разрушить царский трон. Отольются волку слёзы. Знать, царю несдобровать…» Услыхав сию угрозу, Барин крикнул: «Погонять!» (1) Вариант - Далеко, в стране Иркутской, Между двух огромных гор, Обнесен стеной высокой Чисто выметенный двор. (2) Вариант - А хозяин сему дому - Сам Романов Николай Одна из старейших каторжанских песен. Считается «каторжанской классикой» наряду с песней «Солнце всходит и заходит». Родилась в конце XIX века, но популярность сохраняла ещё и в 30-е годы XX века в среде политических заключенных – «контриков». Об этом, в частности, вспоминает Евгения Гинзбург в романе «Крутой маршрут». Есть свидетельства того, что песня была хорошо знакома и диссидентам 60-х годов. В ней огромное количество куплетов, которые добавлялись и варьировались поколениями каторжан. Приводится наиболее известный вариант. Жиганец Ф. Блатная лирика. Сборник. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001, с. 6-8. Вариант аналогичен предыдущему, только нет куплета про 1906 год. Еще один вариант песни см.: С. Ф. Баранов. О песнях партизан Забайкалья / Известия Иркутского государственного научного музея, т. II (VII), 1937, стр. 92-93, текст № 11. Записан от участника первой мировой войны П. П. Дульянова, который услышал ее в Германии от рабочего пленного Левченко. Там барин, кроме всех других вопросов, спрашивает: «Чем вас кормят тут в тюрьме?», подметала ответил: «Хлеб горелый, очень горький, а борщ кислый, тот же квас». На вопрос барина: «Сколько лет тебе сидеть?», арестант отвечает: «А я выйду-ка на волю, когда красно солнышко зайдет». П. Дульянов сообщил: «Когда я пришел из плена, песню эту нельзя было петь, она была под запретом». Во время гражданской войны Дульянов стал командиром партизанского отряда в Петровск-забайкальском районе, разучил песню с партизанами и она стала одной из любимых песен (Элиасов, там же, стр. 119). |
|||
|