#Х4м

СОЛОВЕЙ

Слова Антона Дельвига
Музыка Александра Алябьева

Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!

Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Соловей...

Ты лети, мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;
Соловей...

Побывай во всех странах,
В деревнях и в городах:
Не найти тебе нигде
Горемышнее меня.
Соловей...

У меня ли у младой
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке,
Соловей...

У меня ли у младой
В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,
Соловей...

В зимню ночку на руке
Распаялося кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.
Соловей...

Между маем 1825 и февралем 1826

«Стихотворения барона Дельвига», СПБ. 1829 г. - под загл. "Русская песня"

Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. М.: Худож. лит., 1989. (Классики и современники. Поэтич. б-ка), под загл. "Русская песня".



У Дельвига озаглавлено «Русская песня», что, впрочем, не заглавие, а обозначение жанра. В авторском тексте нет повторов "Соловей мой, соловей, / Голосистый соловей!" после каждой строфы, они введены для романса. Первый исполнитель - московский оперный певец Петр Булахов, отец композитра Петра Булахова ("Гори, гори, моя звезда...", "Колокольчики" и др.) и певца и композитора Павла Булахова ("Тройка мчится, тройка скачет..."). Есть вариации на тему алябьевского "Соловья" Михаила Глинки, Александра Гурилева, Франца Листа - для фортепиано, Михаила Высотского - для гитары, Александра Вивьена - для скрипки.


Из предисловия Виктора Калугина к сб.: Антология русской песни. М.: Эксмо, 2005:

«Соловей» впервые прозвучал в Большом театре 7 января 1827 года в исполнении кумира московских меломанов Петра Булахова (Сергея Лемешева того времени) и вошел в репертуар самых выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Современники Пушкина слышали «Соловья» в исполнении знаменитой Прасковьи Бартеневой, немецким «оперным дивом» Генриэттой Зонтаг (ее даже называли «соловьем»), а в 40—50-е годы «Соловей» стал коронным номером Полины Виардо, включавшей его во все свои концертные программы и в сцену урока пения в «Севильском цирюльнике», что вызывало шквал аплодисментов.


Александр Александрович Алябьев (1787, Тобольск - 1851, Москва)
Антон Антонович Дельвиг (1798, Москва - 1831, Санкт-Петербург)




Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005.



НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (3 листа):





Кулёв В.В., Такун Ф.И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.