|
|||
| |||
#Дк НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ Музыка Генриха Варса Слова Ф. Рефрена Помню этот день весенний. В парке цветы, Под облаками ярко солнышко сияло. На скамейке у фонтана вдруг села ты, И как-то сердце сразу громче застучало. Так мы молча просидели час или два, И никак не вязался разговор. Ты потом без слов поднялась и ушла, А я остался и тоскую… И с тех пор Я ничего не знаю И знать не хочу! Лишь одно я знаю, Что я тебя люблю. Милая, признайся, можешь ли понять, Как тяжело любя страдать! Целый день страдаю, По ночам не сплю, Ничего не знаю И знать не хочу! Но твоей улыбки не могу забыть, Теперь не знаю, как мне быть! Мою жизнь ты внезапно Превратила в ад. И день и ночь я тоскую, А кто же в этом виноват? Тебя б не заметил И я б спокойно жил. Вдруг тебя я встретил, Внезапно полюбил. Ничего не знаю И знать не хочу, Хожу, тоскую И люблю! Запрещенные песни / Сост. А. И. Железный, Л. П. Шемета, А. Т. Шершунов. 2-е изд. М.: Современная музыка, 2004. Фокстрот из репертуара джазового оркестра Генриха Варса (1940-1941 гг.), исполнял Евгений Бодо. Вышел на пластинке в 1941 г., перед началом войны. В эти же дни Евгений Бодо попытался бежать в Швейцарию, был арестован на границе и умер в 1943 г. в уфимской тюрьме. "Ф. Рефрен" - Феликс Конарский (1907-1991), будущий автор слов песни "Червоны маки на Монте-Кассино". Польский джаз в СССР: оркестры Генриха Варса и Эдди Рознера (Из предисловия к сб.: Запрещенные песни / Сост. А. И. Железный, Л. П. Шемета, А. Т. Шершунов. 2-е изд. М.: Современная музыка, 2004) Из всей эпопеи «запретительской» деятельности музыкальной цензуры обращает на себя внимание случай с популярными польскими музыкантами и исполнителями, которые, спасаясь от немецкой оккупации, эмигрировали из Польши.* В Советском Союзе они объединились в два превосходных джазовых коллектива под руководством знаменитых музыкантов – Генриха Варса и Эдди Рознера. Приезд этих коллективов летом 1940 г. в Москву стал ярким событием эстрадно-музыкальной жизни столицы. Первый из них, получивший название Львовский теа-джаз п/у Г. Варса успел даже записать на пластинки целую программу с участием молодой певицы Ренаты Яросевич и двух популярнейших польских звезд – Евгения Бодо и Альберта Гарриса. Особой популярностью у советского слушателя пользовались четыре произведения: слоу-фокс «Первый знак» (пела Р. Яросевич), танго «Забвение» (солист А. Гаррис), фокстрот «Ничего не знаю» и «Прощальная песенка Львовского джаза» (Е. Бодо). Перед самым началом войны фабрики Грампласттреста успели выпустить лишь незначительную часть намеченного тиража с указанием на этикетках пластинок фамилий исполнителей и авторов записанных произведений. Затем, когда после окончания самого тяжелого для страны военного периода возобновился выпуск грампластинок, Апрелевский завод продолжил выпуск дисков с записями польского репертуара. Однако с этикеток пластинок почему-то исчезли фамилии авторов и исполнителей – руководителя теа-джаза и солиста Евгения Бодо, певца Альберта Гарриса, композитора Генриха Варса и авторов текстов Феликса Конарского (Рефрена) и Павла Григорьева. Исключение сделали лишь для Ренаты Яросевич. А вскоре тиражирование этих пластинок было вообще прекращено, а те пластинки, что еще не были распроданы, изымались со складов Культторга и уничтожались. Причиной всех этих событий была такая. Евгений Бодо, имевший швейцарское гражданство, буквально перед самой войной исчез из оркестра. Через некоторое время он был арестован при попытке перейти границу (он намеревался пробраться в Швейцарию). В 1943 г. он окончил свой жизненный путь в уфимской тюрьме. Генрих Варс и Рената Яросевич примкнули к формировавшейся в Сибири польской армии генерала Владислава Андерса. Альберт Гаррис после распада Львовского теа-джаза перешел в оркестр Эдди Рознера, где не только пел, но и сочинял песни. В 1945 г. он тайно вылетел на военно-транспортном самолете в Польшу. Генрих Варс сразу же по окончании войны каким-то образом оказался в США. Все это было расценено, как недружеское отношение к Советскому Союзу, граничащее едва ли не с преступлением. Что касается Ренаты Яросевич, для которой музыкальная цензура сделала исключение, то благосклонное к ней отношение объяснялось тем, что она вышла замуж за генерала В. Андерса, к которому Советский Союз относился тогда с уважением и помогал ему сформировать Польскую Армию для борьбы с Германией. Второй польский коллектив, ставший называться Государственным джаз-оркестром Белорусской ССР п/у Эдди Рознера, начал записываться на пластинки лишь в 1944 году. И сразу же настоящими шлягерами стали песни «Парень-паренек», «Ковбойская», «Мандолина, гитара и бас», танго «Зачем» и др. В конце 1946 г. Эдди Рознер был арестован за попытку нелегального выезда в Польшу. Свой «срок» он отбывал на Колыме, а все записанные им пластинки были сняты с производства и запрещены. Первоклассные музыканты его оркестра разбрелись кто куда и вновь встретились лишь через 8 лет в новом оркестре Эдди Рознера, вернувшегося из заключения. * Правильнее будет сказать не «эмигрировали из Польши», а «после ликвидации Польши оказались в советской зоне оккупации» Об армии генерала Андерса см. песню «Червоны маки на Монте-Кассино» Песни оркестра Генриха Варса Первый знак Забвение Ничего не знаю Прощальная песенка Львовского джаза Песни оркестра Эдди Рознера Ковбойская Мандолина, гитара и бас Зачем Возрожденный оркестр Эдди Рознера (1950-е) Мой Вася |
|||
|