Я ЖИВУ БЛИЗ ОХОТСКОГО МОРЯ

Из колымского дальнего края
Шлю тебе свой горячий привет.
Как живёшь ты, моя дорогая?
Напиши поскорее ответ. (1)

Я живу близ Охотского моря,
Где кончается Дальний Восток,
Я живу без тоски (2) и без горя,
Строю новый стране городок.

Вот окончится срок приговора,
С Колымою и морем прощусь,
И на поезде в мягком вагоне
Я к тебе, дорогая, вернусь. (3)

Воровать завяжу я на время,
Чтоб с тобой, дорогая, пожить,
Любоваться твоею красою
И колымскую жизнь позабыть.

(1) Вариант -
«Из глуши, из Колымского края,
Шлю, Валюша, тебе свой привет.
Как получишь его, дорогая,
Поскорее пришли мне ответ».

(2) Вариант – «без нужды».
(3) Вариант –
«Как закончится срок приговора,
Распрощаюсь с холодной тайгой
И на поезде, в мягком вагоне,
Поскорее вернуся домой!»



Старая лагерная песня, исполняется на мотив народной «Ох ты море, Охотское море» («И за что полюбила я Кольку, / Кольку с нежной рыбацкой душой...») Возможно, именно первая строка той песни подсказала Юзу Алешковскому начало его «Окурочка» («Из колымского белого ада / Шли мы в зону в морозном дыму...»)

Датировать песню можно 1933—1934 годами, поскольку речь в ней идёт о строительстве Магадана — портового города на Охотском море в бухте Нагаева. Раз повествование ведётся в настоящем, а не в прошедшем времени («строю новый стране городок»), стало быть, к моменту возникновения песни Магадан ещё не был построен.

В песне речь идёт не о «ворах в законе», а о мелких уголовниках. На это указывает, в частности, признание в том, что «лирический герой» «строит новый стране городок». «Честный вор» не имел права работать, иначе он предавал «воровскую идею». Именно в начале-середине 30-х годов на «великих стройках социализма» (особенно на Беломорканале) происходила одна из первых «ломок» воровского мира, когда в результате жёсткой (и даже жестокой) политики ОГПУ «блатных» заставляли работать и «перековывали» трудом (см. песни о Беломорканале). То же происходило и в Магадане, а также на других стройках.

На принадлежность персонажа песни к «неворовскому» миру указывает и то, что он заявляет: «Воровать завяжу я на время, / Чтоб с тобой, дорогая, пожить...» По «классическому» «воровскому закону», «честный вор» только один раз может «отойти», «завязать» с преступной жизнью. Делается это по разрешению «воровской сходки», и назад в преступный мир дорога такому «отошедшему вору» заказана.

Однако возможно, что ко времени возникновения песни так называемый «воровской закон» ещё окончательно и жёстко не оформился, и в начале 30-х годов этот постулат был ещё достаточно либеральным.




Жиганец Ф. Блатная лирика. Сборник. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001, с. 204-206.


Фрагмент песни использован в качестве эпиграфа одной из глав автобиографической повести Анатолия Жигулина "Черные камни" (опубликована в 1988 году). Жигулин находился в колымских лагерях с августа 1951 года до декабря 1953-го. Арестован он был, будучи первокурсником Воронежского лесотехнического института, в сентябре 1949 года:

"…Я живу близ Охотского моря,
Где кончается Дальний Восток.
Я живу без тоски и без горя,
Строю новый в стране городок.

Вот окончится срок приговора.
Я с проклятой тайгою прощусь.
И на поезде в мягком вагоне
Я к тебе, дорогая, примчусь…

Эта колымская песня, сложенная в начале тридцатых годов, была широко известна еще до войны и стала своего рода блатной классикой".


Жигулин А. Черные камни: Автобиографическая повесть. - М.: Современник, 1990. - с. 238.



Есть переработка времен Великой Отечественной войны об угнанных в Германию девушках - "Я живу близ Балтийского моря...". На этот же мотив поется песня "Машина АМО".


ВАРИАНТ

Из далеко колымского края


Из далеко колымского края
Шлю тебе я, родная, привет.
Как живешь ты, моя дорогая,
Напиши поскорее ответ.

Я живу близ Охотского моря,
Где кончается дальний восток.
И живу без нужды, и без горя,
Строю новый в стране городок.

Вот окончится срок приговора,
С Колымою и морем прощусь,
И на поезде в мягком вагоне
Я к тебе, дорогая, вернусь.

Песни узников. Составитель Владимир Пентюхов. Красноярк: Производственно-издательский комбинат "ОФСЕТ", 1995.