|
|||
| |||
Я СЫН РАБОЧЕГО, ПОДПОЛЬЩИКА-ПАРТИЙЦА Я сын рабочего, подпольщика-партийца, (1) Отец любил меня, и я им дорожил. (2) Но извела отца проклятая больница, Туберкулёз его в могилу положил. И я остался без отцовского надзора, Я бросил мать, а сам на улицу пошёл. И эта улица дала мне кличку вора, Так незаметно до решёточки дошёл. Блатная жизнь — кильдымы (3) и вокзалы, И, словно в пропасть, лучшие года... Но в тридцать третьем, с окончанием Канала, (4) Решил преступный мир забыть я навсегда. (5) Приехал в город (позабыл его названье). Хотел на фабрику работать поступить, Но мне сказали: «Вы отбыли наказанье, Так будьте ласковы наш адрес позабыть». Порвал, братва, я эту справочку с Канала, Какую добыл многолетним (6) я трудом. И снова жизнь меня блатная в руки взяла, И снова — кражи, уголовка, исправдом... (7) Так знайте ж, братцы, как нам трудно исправляться, Когда начальство нам навстречу не идёт! Не приходилось им по лагерям скитаться, А кто покатится, — тот сразу нас поймёт. Две последние строки повторяются (1) Вариант — «подпольного партийца». (2) Вариант — «Отец любил меня и мною дорожил». (3) Кильдым — притон, весёлое место. (4) В 1933 году завершилось строительство Беломорско-Балтийского канала, где трудились сотни тысяч заключённых. Многих каналоармейцев наградили и отпустили на свободу, многим значительно сократили сроки наказания. (5) Вариант куплета — «А там пошло, по плану и без плана, Успел не раз в тюрьме я побывать... А в тридцать третьем, с окончанием Канала, Решил навеки я с преступностью порвать». (6) Вариант — «пятилетним». Никак не может быть, потому что канал строился с 1931 по 1933 годы. (7) Вариант - «И так шатался я от фабрики к заводу, Повсюду слышал я отказный разговор. Так для чего я добывал себе свободу, Когда по-старому, по-прежнему я — вор?!» Эта песня исполняется на несколько разных мотивов, но один из самых популярных вариантов — подражание мелодии известной «воровской» баллады «Судьба» («Судьба во всём большую роль играет»). «Босяки» исполняли историю про «сына партийца» с явной иронией и даже сарказмом. Хотя на самом деле «штрихи биографии» центрального персонажа типичны для многих из тех, кто попал в уголовный мир. Особенно много таких сыновей и дочерей оказалось в лагерях и в блатном подполье после 1937 года, когда сталинские репрессии ударили по кадровому партийно-советскому аппарату. Например, бывший «вор в законе» Михаил Дёмин, ставший позже писателем, тоже происходил из семьи «подпольщика-партийца», и его семья подверглась репрессиям. В результате Дёмин оказался на уголовном «дне». Что касается Беломорканала, то действительно многих каналоармейцев освободили после завершения «великой стройки» досрочно, многим вручили правительственные награды. Однако дальше их судьбой никто не занимался, к ним относились с подозрительностью и настороженностью, отказывали в трудоустройстве... И бывшие уголовники вновь взялись за привычное дело. Жиганец Ф. Блатная лирика. Сборник. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001, с. 286-288. Известны контаминации с песней "Зачем растратчиков нам брать из Ленинграда?.." - ниже см. один вариантов, где "Зачем растратчиков..." перетекает в "Я сын рабочего". Беломорско-Балтийский канал им. Сталина соединил Белое море с Онежским озером. Протяженность - 227 км. Построен вручную силами 175 тыс. заключенных и насильственных переселенцев. Строительство начато в сентябре 1931-го и закончено в срок по плану через 20 месяцев к 1 мая 1933 года. Потери - 25 тыс. человек, что по сравнению с будущими лагерями незначительно (в 1938 году начальник ГУЛАГа Матвей Берман был расстрелян "за создание тепличных условий заключенным" на строительстве Беломорканала). По завершении стройки каждый шестой был амнистирован, а остальные отправлены на сооружение канала "Москва - Волга". Из-за малой глубины (3-3,6 м) Беломорканал оказался непригоднен для судоходства и почти не применялся. От Беломорканала ведет начало официальная аббревиатура "з/к" ("заключенный каналоармеец"), которая до настоящего времени штампуется на первой странице дела каждого заключенного (сейчас означает "заключенный контингент"). Песни о Беломорканале: Мы провели тебе канал (сл. И. Гофф) На Молдаванке музыка играет ♪ Ох, доля ты, горькая доля ♪ Плыви ты, наша лодка блатовская ♪ Станция Медвежия гора Я сын рабочего, подпольщика-партийца ♪ ВАРИАНТЫ (7) 1. Я сын рабочего, подпольщика-партийца Я сын рабочего, подпольщика-партийца, Отец любил меня, и я им дорожил. Но извела отца проклятая больница: Туберкулез его в могилу положил. И я остался без отцовского надзора, Я бросил мать, а сам на улицу ушел, И эта улица дала мне кличку вора, Так незаметно до решеточки дошел. Блатная жизнь — кильдины и вокзалы, И словно в пропасть лучшие года... Но в тридцать третьем, с окончанием канала, Решил преступный мир забыть я навсегда. Приехал в город — позабыл его название, — Хотел на фабрику работать поступить. Но мне сказали: — Вы отбыли наказание, Так будьте ласковы наш адрес позабыть. Порвал, братва, я эту справочку с канала, Какую добыл пятилетним я трудом! И снова жизнь меня блатная в руки взяла, И снова — кражи, уголовка, исправдом. В нашу гавань заходили корабли. Пермь, "Книга", 1996. 2. Я сын подпольного рабочего-партийца. Отец любил меня и очень дорожил, Но извела его проклятая больница: Туберкулез его в могилу положил. И так оставшись без отцовского надзора, Я бросил мать, а сам на улицу пошел, И эта улица дала мне кличку вора, И до решетки сам не знаю, как дошел. А там пошло: по плану и без плана, И в лагерях я побывал уже раз пять. А в 33-м, по окончанию канала, Решил я с преступностью порвать. Приехал в город (позабыл его названье), Решил на фабрику работать поступить. Но мне сказали, что отбыл ты наказанье, И просим впредь наш старый адрес позабыть. И так шатался я от фабрики к заводу. Везде я слышал один лишь разговор… Так для чего я добывал себе свободу. Когда по-прежнему, по-старому я – вор! Запрещенные песни. Песенник. / Сост. А. И. Железный, Л. П. Шемета, А. Т. Шершунов. 2-е изд. М., «Современная музыка», 2004. 3. Я сын рабочего Я сын рабочего, подпольного партийца, Отец любил меня и мною дорожил. Но довела его проклятая больница — Туберкулез его в могилу уложил. Вот так, оставшись без отцовского надзора, Семью я бросил и на улицу пошел, И эта улица дала науку вора, И до решетки я не помню, как дошел. А там пошло, по плану и без плана, Успел не раз в тюрьме я побывать... А в тридцать третьем, по скончанию Канала, Решил навеки я с преступностью порвать. Шатался год от фабрики к заводу, Но слышал лишь отказный разговор. Так для чего я добывал себе свободу, Когда по-прежнему, по-старому, я - вор?! Черный ворон. Песни дворов и улиц. Книга вторая / Сост. Б. Хмельницкий и Ю. Яесс, ред. В. Кавторин, СПб.: Издательский дом "Пенаты", 1996, с. 34-35. 4. Я сын подпольного рабочего-партийца Я сын подпольного рабочего-партийца. Отец любил меня, и я им дорожил. Но извела его проклятая больница, Туберкулез его в могилу уложил. Итак, оставшись без отцовского надзора, Я бросил дом и сам на улицу пошел. А эта улица дала мне званье вора, И незаметно до решеток я дошел. И так пошел бродить по плану и без плана, И в лагерях я побывал разочков пять. А в тридцать третьем, с окончанием Канала, Решил с преступностью покончить и порвать. Приехал в город - позабыл его названье, - Хотел на фабрику работать поступить, Но мне сказали: «Вы отбыли наказанье, Так что мы просим вас наш адрес позабыть». И так пошел бродить от фабрики к заводу, Везде слыхал один и тот же разговор… Так для чего ж я добывал себе свободу, Когда по-старому, по-прежнему я вор? Так знайте ж, братцы, как нам трудно исправляться, Когда начальство нам навстречу не идет! Не приходилось им по лагерям скитаться, А кто покатится, тот сразу нас поймет. Русский шансон / Сост. Н. В. Абельмас. – М.: ООО "Издательство АСТ"; Донецк: "Сталкер", 2005. – (Песни для души). 5. Вор Я — сын рабочего, подпольного партийца. Отец любил меня и мною дорожил. Но извела его проклятая больница. Туберкулез его в могилу положил. И вот, оставшись без отцовского надзора, Я бросил мать, а сам на улицу пошел. И эта улица дала мне кличку вора. И до решетки я не помню, как дошел. А там пошло по плану и без плана. И в лагерях успел не раз я побывать. А в тридцать третьем, с окончанием Канала, Решил навеки я с преступностью порвать. Приехал в город, позабыл его названье, Хотел на фабрику работать поступить, Но мне сказали, что отбыл я наказанье, И посоветовали адрес позабыть. И так шатался я от фабрики к заводу. Повсюду слышал я один лишь разговор. Так для чего ж я добывал себе свободу, Когда по-прежнему, по-старому, я — вор?! Песни нашего двора / Авт.-сост. Н. В. Белов. Минск: Современный литератор, 2003. – (Золотая коллекция). 6. Сын рабочего Я — сын рабочего, подпольщика-партийца. Отец любил меня и мною дорожил. Но извела его проклятая больница, Туберкулёз его в могилу положил. И вот, оставшись без отцова я надзора, Я бросил мать, а сам на улицу пошёл. И эта улица дала мне кличку вора, А там, глядишь, и до решёточки дошёл. Ну и пошло, по плану и без плана. И в лагерях успел не раз я побывать. А в тридцать третьем, с окончанием Канала, Решил навеки я с преступностью порвать. Приехал в город - позабыл его названье, - Хотел на фабрику работать поступить, Но мне сказали, что отбыл я наказанье, И посоветовали адрес позабыть. И так шатался я от фабрики к заводу. Повсюду слышал я один лишь разговор... Так для чего ж я добывал себе свободу, Когда по-прежнему, по-старому я — вор?! Порвал я, братцы, эту справочку с Канала, Какую добыл непосильным я трудом. И снова жизнь меня блатная в руки взяла, И снова — кражи, уголовка, исправдом... Антология студенческих, школьных и дворовых песен / Сост. Марина Баранова. – М.: Эксмо, 2007. Это, похоже, слегка подправленный вариант из сборника "Песни нашего двора" (Минск, 2003) с добавлением последнего куплета из сборника Фимы Жиганца (Русский шансон: тексты, ноты, история, Ростов н/Д, 2005, - либо более ранне издание: Жиганец Ф. Блатная лирика. Ростов н/Д, 2001). 7. Я — сын рабочего, подпольщика-партийца... Зачем растратчиков нам брать из Ленинграда? И шансонеток, разодетых в пух и прах. О них достаточно поет ещё эстрада Во всех салонах, опереттах и садах. Я не растратчик, я не тратил миллионы, Не посещал кафе, шалманы, балаганы. Не шил костюмы модного фасона. Не принимал в желудок горького вина. Я просто вор, мой стаж с семнадцатого года, А воровать пошел... прошло не мало лет, Когда в семнадцатом красавица "Аврора", Шмаляя в Зимний, покидала свой пикет. Тогда к родным пришел я жить на Украину, Где власть менялась не по дням, а по часам. Родным кормить меня уж стало не под силу, Решил с родительского дома убежать. Я — сын рабочего, подпольщика-партийца. Отец любил меня, и я им дорожил дорожил. Но извела его проклятая больница, Туберкулёз его в могилу положил. И так, оставшись без отцовского надзора, Я бросил мать, а сам на улицу пошёл. И эта улица дала мне званье вора, А до решетки уж не помню, как дошёл. А там уже пошло по плану и без плана. И в лагерёчках побывал разочков пять, А в тридцать третьем, по сканчанию канала, Решил навеки узелочек завязать. Приехал в город - позабыл его названье, - Хотел на фабрику работать поступить, Но мне сказали: "Вы отбыли наказанье, Так попрошу наш прежний адрес позабыть". И так шатался я от фабрики к заводу. И всюду слышал я все тот же разговор... Так для чего ж я добывал себе свободу, Когда по-старому, по-прежнему я — вор?! Вот такой текст у меня остался в памяти с детства от непосредственного участника строительства Беломоро-Балтийского канала. Прислал Дмитрий Шварц, музыкант из Одессы, ныне живет в Израиле, 13 июня 2008. |
|||
|