ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ

Кондратий Рылеев и Александр Бестужев

1

Слава богу на небе, а свободе на сей земле!
Чтобы правде ее не измениваться,
Ее первым друзьям не состареться,
Их саблям, кинжалам не ржаветься,
Их добрым коням не изнеживаться.
Слава богу на небе, а свободе на сей земле!
Да и будет она православным дана. Слава!

2

Как идет мужик из Новагорода,
У того мужика обрита борода;
Он ни плут, ни вор, за спиной топор;
А к кому он придет, тому голову сорвет.
Кому вынется, тому сбудется;
А кому сбудется, не минуется. Слава!

3

Вдоль Фонтанки-реки квартируют полки
Их и учат, их и мучат, ни свет, ни заря!
Что ни свет, ни заря, для потехи царя.
Разве нет у них рук, чтоб избавиться мук?
Разве нет штыков на князьков-голяков?
Да Семеновский полк покажет им толк.
А кому сбудется, не минуется. Слава!

4

Сей, Маша, мучицу, пеки пироги:
К тебе будут гости, к тирану враги,
Не с иконами, не с поклонами,
А с железом да с законами.
Что мы спели, не минуется ему,
И в последний раз крикнет: «Быть по сему!»

5

Уж как на небе две радуги,
А у добрых людей две радости:
Правда в суде да свобода везде, -
Да и будут они россиянам даны. Слава!

6

Уж вы вейте веревки на барские головки;
Вы готовьте ножей на сиятельных князей;
И на место фонарей поразвешивать царей.
Тогда и будет тепло, и умно, и светло. Слава!

7

Как идет кузнец из кузницы, слава!
Что несет кузнец? Да три ножичка:
Вот уж первой-то нож на злодеев-вельмож,
А другой-то нож - на судей на плутов,
А молитву сотворя, - третий нож на царя!
Кому вынется, тому сбудется,
Кому сбудется, не минуется. Слава!

1824 или 1825

«Литературная газета». 1950, 26 дек. и «Декабристы и их время: Материалы и сообщения». М.; Л., 1951 (по списку ЦГАЛИ из арх. П. А. Вяземского). Песня "Как идет кузнец..." публиковалась и ранее: «Русская потаенная литература XIX столетия». Отдел первый. Стихотворения. Ч. 1. / Предисл. Н. П. Огарева. Лондон, 1861; «Свободные русские песни». Берн, 1863; «Лютня: Собр. свободных русских песен и стихотворений» / Изд. Э. Л. Каспровича. Лейпциг, 1869 г.; «Лютня: Собр. свободных русских песен и стихотворений». 5-е изд. Э. Л. Каспровича. Лейпциг, 1879 г.; «Вольный песенник». Вып. 1. Женева, 1869; Песенник. Женева, 1873 — во всех изд. строфы 1—5 и везде, кроме «Свободных русских песен», где текст не подписан, - подпись: Рылеев.

Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. Вступит. статья, сост., вступ. заметки, подг. текста и примеч. С. А. Рейсера. Л., Сов. писатель, 1988 (Б-ка поэта. Большая сер.)


В 1822-1825 годах декабристами Кондратием Рылеевым и Александром Бестужевым-Марлинским, вероятно, также при участии других лиц, было написано несколько агитационных песен, включая и этот цикл подблюдных песен (см. "Ах, где те острова...", "Ты скажи, говори...", "Ах, тошно мне..." , "Царь наш - немец русский...", "Подгуляла я...", "Подблюдные песни").

Подблюдными в фольклоре называются песни, связанные с новогодними гаданиями; чтобы узнать, что ждет человека в будущем году, на блюдо клали кольца и другие украшения, заливали их водой, покрывали блюдо платком; под песни наугад вынимали из блюда по предмету; слова относили к владельцу вынутой вещи.

См. также Стихи Рылеева


Примечания

Автором цикла подблюдных песен, по-видимому, является в основном А. А. Бестужев, см. об этом его показание 10 мая 1826 г. («Восстание декабристов». М., 1925. Т. 1. С. 457); весьма вероятно, однако, и участие Рылеева. С. И. Муравьев-Апостол 6 февраля 1826 г. очень осторожно и предположительно назвал автором Рылеева («Восстание декабристов». М., 1927. Т. 4. С. 289). Н. А. Бестужев считал авторами песен Рылеева и А. А. Бестужева («Воспоминания Бестужевых». М.; Л., 1951. С. 27), а Е. П. Оболенский охарактеризовал их 9 мая 1826 г. как плод коллективного творчества — «членов и не членов общества <...> каждый куплет имел своего автора» («Восстание декабристов». М., 1925. Т. 1. С. 267). Датировка установлена М. А. Брискманом в назв. выше сб. «Декабристы и их время». До нас дошли семь песен, текст восьмой — «По улице мостовой...» — остается неизвестным.


1. Написана на мотив народной подблюдной песни, которая позднее была процитирована А. А. Бестужевым в опубликованной в 1831 г. повести «Страшное гадание» (см.: Базанов В. Г. Очерки декабристской литературы. М., 1953. С. 195):

Слава богу на небе,
Государю на сей земле!
Чтобы правда была
Краше солнца светла;
Золота ж казна
Век полным-полна!
Чтобы коням его не изъезживаться,
Его платьям цветным не изнашиваться,
Его верным вельможам не стареться!

2. Песня имеет в виду военные поселения. Написана на мотив народной песни, имеющейся в записи А. А. Бестужева:

Щука шла из Новгорода
Хвост несла из Бела-озера;
У щучки головка серебряная,
У щучки спина жемчугом плетена,
А наместо глаз — дорогой алмаз.

3. Распространялась в списках с различной полнотой и вар., см.: «Восстание декабристов». М., 1951. Т. 9, ст. 1—4 (в показаниях М. И. Муравьева-Апостола); «Литературное наследие». 1954. Т. 59, ст. 1, 3, 5, после ст. 5 еще один ст.: «Разве нет свинца на тирана-подлеца» (в показании участника кружка братьев Критских Д. Тюрина); там же, ст. 2—5, после ст. 5 тот же вар., что в предыдущем тексте (в показании другого участника того же кружка — П. М. Пальмина); там же сводный текст на основе списка ЦГАЛИ из арх. Вяземского и других списков в статье Л. А. Мандрыкиной «Агитационная песня „Вдоль Фонтанки реки" и участие А. И. Полежаева в ее распространении». Эта песня, бытовавшая и в составе цикла и отдельно (см.: «Восстание декабристов». М., 1925. Т. 1. С. 210), написана Бестужевым, возможно при участии Рылеева.

Вдоль Фонтанки-реки квартируют полки. В районе реки Фонтанки в Петербурге находились казармы лейб-гвардии Измайловского и Московского полков и недалеко от них — казармы лейб-гвардии Семеновского полка. Князьки-голяки. Очевидно, намек на великих князей Николая и Михаила Павловичей, в то время командиров 1-й и 2-й гвардейской дивизий. Да Семеновский полк покажет им толк. Намек на восстание старейшего в России лейб-гвардии Семеновского полка в 1820 г. Солдаты 1-й роты, возмущенные неслыханной жестокостью в обращении с ними их командира полковника Ф. Е. Шварца, 17 октября отказались идти в караул. Рота, а вслед за ней и весь поддержавший ее полк были заключены в Петропавловскую крепость. 2 ноября полк был расформирован, зачинщики преданы суду и жестоко наказаны.

4. В основе — народная подблюдная песня, начинающаяся словами: «Ах, ты сей, мати, мучицу, пеки пироги...». С железом, т. е. с оковами. «Быть по сему!» — формула царской утверждающей резолюции.

5. В основе — народные подблюдные песни, начинающиеся словами: «Уж как на небе две радуги, У богатого жениха две радости...» или (в записи А. А. Бестужева) «Расцветали в небе две радуги, У красной девицы две радости...».

6. Вероятно, автором песни является один А. А. Бестужев. И на место фонарей поразвешивать царей и т. д. Ср. стихотворение неизв. автора «Фонарь» (1826 ?) и его различные варианты.

7. В этой песне (она бытовала в составе цикла и отдельно) возможно соавторство Рылеева: см. указание Е. И. Якушкина («XIX век». М., 1872. Кн. 1. С. 354). И. И. Пущин на допросе 6 мая 1826 г. показал, что он помнит только две строфы песни и что «впоследствии идет речь о ножах для властей. Кто сочинил ее, мне неизвестно» («Восстание декабристов». М., 1926. Т. 2. С. 226). В основе стихотворения — народная подблюдная песня «Идет кузнец из кузницы...». В книге Н. А. Котляревского «Рылеев» (Спб., 1908. С. 226 высказано предположение, что к этой песне относится рассказ Адама Мицкевича о «жестоких» песнях, которые приводили в ужас ссыльных поляков, слушавших их на собраниях русских заговорщиков (Mickiewicz А. Les slaves. Paris, 1849. V. 3. Р. 289).


В народной подблюдной песне про кузнеца (см. "А мы эту песню хлебу поём...") кузнец несёт три молота - чтобы выковать свадебные принадлежности (венец, перстень и булавку).


ВАРИАНТЫ (другие редакции песен)

Вдоль Фонтанки-реки...

Вдоль Фонтанки-реки
Квартируют полки
Слава!
Квартируют полки
Все гвардейские.
Слава!
Их и учат, <их> и мучат
Ни свет, ни заря.
Слава!
Что ни свет, ни заря,
Для потехи царя.
Слава!
Разве нет у них рук,
Чтоб избавиться мук?
Слава!
Разве нет у них штыков
На князьков-сопляков?
Слава!
Разве нет у них свинца
На тирана-подлеца?
Слава!
Да Семеновский полк
Покажет им толк!
Слава!
Кому вынется, тому сбудется,
А кому сбудется, не минуется.
Слава!

Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. Подготовка текста, сост., вступ. статья и примеч. С. А. Рейсера. М., Худож. лит., 1975


Близ Фонтанки-реки...

Близ Фонтанки-реки
Собирались полки,
Слава!
Что ни свет, ни заря
Для потехи царя.
Слава!
Разве нет у вас штыков
На князьков дураков?
Слава!
Разве нет у вас свинца
На тирана подлеца?
Слава!

«Поэзия декабристов», Л., 1950

Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952


Как идет кузнец...

Как идет кузнец
Да из кузницы.
Слава!

Что несет кузнец?
Да три ножичка.
Слава!

Вот уж первый-то нож -
На злодеев-вельмож.
Слава!

А другой-то нож -
На попов, на святош.
Слава!

А молитву сотворя -
Третий нож на царя.
Слава!

Кому вынется,
Тому сбудется.
Слава!

Кому сбудется,
Не минуется.
Слава!

Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. Подготовка текста, сост., вступ. статья и примеч. С. А. Рейсера. М., Худож. лит., 1975


Уж как шел кузнец...

Уж как шел кузнец
Да из кузницы -
Слава!
Нес кузнец
Три ножа -
Слава!
Первый нож
На бояр, на вельмож -
Слава!
Второй нож
На попов, на святош -
Слава!
А молитву сотворя,
Третий нож на царя -
Слава!

«Русская потаенная литература XIX столетия», Лондон, 1861

Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952