МОЕ ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО

Музыка Оскара Строка
Слова Александра Перфильева

Помнишь эту встречу с тобой
В прекрасном теплом Марселе,
Где мы с тобою сидели?
В берег бился синий прибой,
Но все умчалось, точно сон.

Стан твой нежный я обнимал
И твой ротик целовал.
Не забыть той встречи с тобой,
Когда прощалась ты со мной.

Прощай, прощай!
Прощай, моя родная!
Тебе я шлю мое последнее танго.
Я так любил тебя, я так страдаю,
Но ты не знала сердца моего.

Прощай, прощай!
Прощай, моя родная!
Не полюбить мне в жизни больше никого.
И о тебе одной лишь вспоминаю я
И шлю мое последнее танго.

Из репертуара Петра Лещенко (1898-1954).

Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. - подпись: сл. и муз. О. Строка.







Если любишь – найди. Популярные мелодии 1930-60-х годов для голоса и фортепиано. Сост. А. П. Павлинов, Т. П. Орлова. СПб.: «Композитор • Санкт-Петербург», 2004.


«Мое последнее танго» (в действительности, одно из первых танго Строка) написано в конце 1931 года в рижской тюрьме, куда композитор угодил за долги после неудачной попытки открытия собственного артистического ресторана «Барберина». Это одна из песен, написанных Оскаром Строком и Марком Марьяновским в начале 1930-х в Риге и вошедших в репертуар начинающего вокальную карьеру Петра Лещенко. См. «Барселона», «Блины», «Вино любви», «Голубые глаза», «Кавказ», «Катя», «Марфуша», «Миранда», «Мое последнее танго», «Мусенька», «Не покидай, я умоляю!», «Синяя рапсодия», «Скажите, почему?», «Спи, мое бедное сердце», «Татьяна». Лещенко также взял в репертуар написанное в 1927-29 гг. танго Строка «Черные глаза».


Из книги Дмитрия Драгилёва "Лабиринты русского танго" (Спб., Алетейя, 2008):

"Объявлять одно из первых и очень удачных танго последним — шаг в высшей степени опрометчивый. Но каковы референции? Последняя встреча в кафе «Марсель»? Или в притоне «Трех бродяг», о котором пелось у Юрия Милютина? Или последнее танго в аргентинской таверне?

15 сентября 1931 г. Строк открывает собственный дансинг на ул. Бривибас 31. На первом этаже нового дома ген. Сникера, построенного в модном функционалистском стиле неподалеку от церкви Александра Невского.

Открытие дансинга отмечается пышно. Интерьер в стиле арт деко. Задействованы оркестр Оскара Строка, квартет герлс, гавайские певцы, танцоры, Петр Лещенко, ведущая Эльза Буш, сценарист Лери (Владимир Владимирович Клопотовский) — автор многих эстрадных дивертисментов, а также музыкальных обозрений, представлений и т. п., которые ставились, в частности, на сцене Театра Русской драмы. Вытянутый зал неблагоприятно сказывается на эстрадном пении без микрофона. Лещенко успеха не имеет, его голос кажется слабым и невыразительным. Экономический кризис в Латвии и неудачный менеджмент ресторана довершают картину.

Не просуществовав и трех месяцев, дансинг терпит крах. В ночь на субботу 28 ноября 1931 г. у Строков на Мариинской 64 обыск. В ту же ночь композитор был арестован. Суд оправдал Строка по 11 пунктам обвинения, но по двум оставшимся пунктам он попадает на 7 месяцев в долговую тюрьму. Супруга композитора распродает имущество. В камере Строк пишет «Мое последнее танго». Через неполный месяц музыкант выпущен под залог и вместе с семьей вторично уезжает в Берлин, город, который уже в 1933 г. он окончательно покидает, перебравшись в Каунас, а затем вернувшись в Ригу.

Перед отъездом Строка в Берлин Лещенко с большим успехом исполняет «Мое последнее танго» в кафе «АТ» в сопровождении автора.

«Мое последнее танго» тематизирует воспоминания о Франции и является своеобразным прощанием с возлюбленной. Адресат точно неизвестен. Роман с Эльзой Буш? Воспоминание о Лени Либман? К тому же Лещенко подвела дикция и несовершенство грамзаписи: о Марселе он поет, об артели, об отеле или борделе, трудно сказать даже после нескольких прослушиваний. Продолжая «французскую линию», по ритмической структуре это «наиболее аргентинское» танго Строка. В его начальной мелодической фразе использована музыкальная символика с «роковой» коннотацией» (т. н. катабазис — нисходящий хроматический ход — и тритон — считающийся неблагозвучным музыкальный интервал). Оба приема отсылают сразу к трем известным произведениям: танго Гаде «Ревность», хабанере Ж. Бизе из оперы «Кармен», и композиции С. Ирадьера XIX в. как первоисточнику всех танго. Обращение к оперному сюжету «Кармен» не случайно: Хозе, протагонист этой оперы, обольщенный и обманутый роковой женщиной, некоторое время проводит в заключении".


Оскар Строк

Оскар Строк (1892, Даугавпилс – 1975, Рига), "король танго", воспитанник Петербургской консерватории, жил в Риге, наиболее известные произведения создал в 20-30-е годы, во времена независимой Латвии.



НОТЫ ДЛЯ ГОЛОСА И ФОРТЕПИАНО (4 листа):








1. Помнишь эту встречу с тобой
В прекрасном теплом Марселе,
Где мы с тобою сидели?
В берег бился синий прибой,
Но все мелькнуло точно сон.
Стан твой нежный я обнимал
И тебя я целовал.
Счастья больше нет у меня,
Мы расставались навсегда.

Припев:

Прощай, прощай, прощай, моя родная,
Тебе я шлю мое последнее танго.
Я так любил тебя, я так страдаю,
Но ты не знала сердца моего.
Прощай, прощай, прощай, моя родная,
Не полюбить мне в жизни больше никого.
И о тебе одной лишь вспоминаю я
И шлю мое последнее танго.

2. Эту встречу мне не забыть,
Как не забыть мне твои очи,
И наши южные ночи.
Но былого не возвратить.
И все умчалось точно сон.
Нежно помню ласку твою,
Про любовь один я пою.
Удержать не мог я тебя,
С тобой простился навсегда.

Припев.

Оскар Строк. Скажите, почему... Популярные мелодии для голоса и фортепиано (гитары). Ред. Сергей Гринберг. Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», б.г.