казачьи песни

НЕКРАСОВСКИЕ



казак-некрасовец


Казаки-некрасовцы – потомки донских казаков, участников восстания Кондратия Булавина 1707-1709 годов, которые после гибели Булавина (7 июля 1708 года) и поражения главных сил повстанцев отказались сложить оружие и 24-25 августа 1708 года ушли во главе с атаманом Игнатом Федоровичем Некрасовым с Дона на Кубань. Согласно преданию, с Некрасовым ушло на Кубань «сорок тысяч казаков» в «7217 году» (т.е. в 1709 году по нашему летоисчислению). В действительности, по оценкам современных историков, ушло 18 тысяч казаков призывного возраста, а если считать вместе с семьями - до 80 тысяч. На Кубани, объединившись с бежавшими туда в 1688 году старообрядцами Левки Манацкого, некрасовцы создали вольное Войско Кубанское и оборонялись от царских войск до 1741 года: совершали набеги на Дон и южные окраины России, жгли и вешали князей, бояр, "домовитых" казаков, бунтовали народ, принимали беглых, засылали подговорщиков с "прелестными" письмами. Сам Некрасов погиб в бою в 1737 году.

В «лето 7249 года» (1741 год) кубанская общность раскалывается. Коренные некрасовцы - потомки повстанцев под давлением русских войск уходят на Дунай в Добруджу - румынскую землю, находившуюся под властью Турции. В 1762 году Кубань покидает часть старообрядцев. После странствий одна их ветвь соединяется с дунайцами, другая растворяется в турецком Черноморье. В 1777 году на Дунай перебираются оставшиеся кубанские старообрядцы. В 1775 году дельта Дуная становится последним убежищем вольных запорожцев: рядом с некрасовцами возникает Задунайская Сечь. Вскоре между казаками двух войск начались конфликты из-за угоди, которые привели к междуусобной войне. В 1780-е годы русские заняли Крым, взяли Измаил и вышли к Дунаю, и некрасовцы к 1791 году уходят вглубь Турции на «Еноз и Майноз» (на берег Эгейского моря в устье реки Энос и на озеро Майнос, в 25 км от портового города Бандырма на Мраморном море). В 1828 году эйносцы переселились на Майнос. Те, кто остались на Дунае - старообрядцы и поздние поселенцы, - к середине XIX века утратили старые казачьи традиции. Но Дунай, как ранее Кубань, по-прежнему оставался убежищем для беглецов из России.

Майнос, хотя и сильно поредевший от эпидемий, продолжал хранить донские обычаи XVII века и соблюдать «заветы» Игната Некрасова. Казаки с местным населением не смешивались, земли не пахали, занимались рыбным промыслом. Так продолжалось до середины 1860-х годов. В 1864 году майносцы отказались участвовать в турецких войнах. В ответ Турция увеличила казакам подати, ввела военный налог, заселила земли вокруг Войска мухаджирами - мусульманами с Кавказа, а оставшиеся участки стала продавать казакам. 70 семей Майноса купили себе землю, община раскололась на рыбаков и землевладельцев. Рыбаки были в большинстве, круг находился под их контролем, но экономически они начали попадать в зависимость от землевладельцев. «Заветы» нарушились («казак на казака стал работать»).

В 1867 году 157 семей - стронников «заветов» - ушли с Майноса на остров Мада в Бейшеирском озере. Эта попытка возрождения старинного уклада не удалась. "Подморная" земля Мады оказалась смертельной: вода в озере заражена, густые вечерние туманы разносили смерть. Но казаки, даже после вмешательства русской миссии, отказывались уходить: умирали и отправляли людей искать легендарный "Город Игната", якобы основанный когда-то давно "правильными" некрасовцами "за Пещаным морем". Почти все колонисты Мады погибли, не найдя своего Города; некоторые вернулись. К 1912 году в живых на Маде оставалось только 8 семей. "Город Игната" искали и майносцы, но также не нашли. На карте его никогда не было. Город жил в самих некрасовцах - как воплощение мечты казаков о вольном и справедливом мире.

К началу XX века надежда найти "Город Игната" умерла. Появилось предание о гибели той легендарной затерянной ветви некрасовцев. В 1912-1913 годах 150 семей Майноса постановили вернуться на родину. На Дон их царские власти не пустили, сославшись на нехватку земель, и поселили на Кавказе, в 5 км от станции Нотанеби, в селении Лайтуры, но сохранили традиционные права: старую веру, казачье звание и внутреннее самоуправление, построили дома и выделили по 10 десятин леса на семью. В 1917 году, после Февральской революции, грузинское национальное правительство предложило некрасовцам покинуть край, и казаки отправились на Кубань, в станицу Прочноокопскую Армавирского района. Кубанская Рада отказала им в земле. Молодые некрасовцы ушли сражаться в Красную Армию.

Советская власть дала некрасовцам земли и деньги на строительство, но прежняя казачья форма правления – круг - была уничтожена. Поселенцы основали хутор Ново-Некрасовский в 25 км от станции Ахтарская. Вскоре в Россию начали перебираться липованы с Дуная – в хутор Ново-Покровский (1921) и Потемкинский (1924). В 1947 году в Ейский район были переселены из Румынии еще 20 тысяч дунайских семей. 22 сентября 1962 года из Турции, селения Кёджа-Гель (до 1938 года - Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись последние 215 живших там семей некрасовцев - всего 999 человек (тысячный некрасовец родился уже в пути на пароходе). Другая, небольшая часть майносцев - несколько десятков человек - перебралась к русским староверам в Америку. Майносская община прекратили существование. Но история некрасовцев продолжается.


Хотя сам Игнат Некрасов погиб еще на Кубани, фольклорные версии его судьбы различны: есть предания, как он ведет казаков с Кубани на Дунай или с Дуная на Майнос, или уходит и основывает "за Пещаным морем" новый "Город Игната", куда не могут попасть оставшиеся некрасовцы, или до сих пор бродит по свету в поисках лучшей доли для казаков… Знамя Некрасова, простреленное пулей у основания старообрядческого креста, его евангелие и печать были сданы в НКВД. Судьба "Книги Игната", содержащей "Заветы", неизвестна.


Знамя некрасовцев. Рисунок художника Б.П. Макрякова, 1946

знамя казаков-некрасовцевзнамя казаков-некрасовцев, обратная сторона


ЗАВЕТЫ ИГНАТА НЕКРАСОВА


…Когда Игнат привел на Майноз свой народ, он договор написал с салтаном, заветы нам дал. В «Книге Игната» сказано: - чтобы церквы не закрывались в Турции; чтобы звон не запрещался; чтобы с турками мы не соединялись; чтобы мы не женились на мусульманках; чтобы салтан против нашей воли казакох на службу не брал; чтобы на войне с Расеей мы в своих не стреляли, а палили через головы.

Сказано в книге, чтоб в Расею при царизме не возвращались, царизме не покорялись; да чтоб держались друг за дружку, без разрешения круга, атамана не уходили из станицы; чтобы по одному никуда не отлучались из Войска; чтоб казак на казака не работал; чтобы каждый рукомесло имел, трудился; чтобы молодые почитали старших; чтобы отдавали третью часть заработка в казну Войска; тайно помогали бедным, явно помогать должон круг; казаки должны любить жен, не обижать их; женщина – мать, ее защищает круг; чтобы попох от Никона не принимали на службу; попа, не сполняющего заветы, можно убить, как еретика; шинкох в станице не держать; чтобы казаки лавок не держали, купцами не были…

Записано Федором Тумилевичем в хуторе Ново-Некрасовском 4 июля 1940 г. от Шашкина Семена Фотиевича (1847-1947, род. на Майносе, в России с 1912 г.), бывш. атамана Войска Кубанского.


ЭТАПЫ ЖИЗНИ НЕКРАСОВСКОЙ ОБЩИНЫ


1) Борьба на Дону (1707-1708)
2) Жизнь на Кубани и походы против "царизмы" (1709-1741)
3) Уход на Дунай (1741 и 1777)
4) Жизнь на Майносе (1791-1912)
5) Возвращение на родину (1912-1913 и 1962)


ПЕСНИ НЕКРАСОВЦЕВ


Сбором и изданием фольклорного наследия некрасовцев занимался с 1938 года Федор Викторович Тумилевич (1910-1980), преподававший на филфаках Ростовского университета и Ростовского пединститута. К 1961 году им с женой Тамарой Ивановной было собрано 2190 песенных текстов, из них 150 - в нотной записи и 348 - на магнитофоне, издан 421 текст песен и 22 песни с напевом.

Сами некрасовцы выделяют следующие виды песен: 1) "об Игнате", 2) "под Игната" (политическая лирика: песни разных жанров, впитавшие некрасовское мировосприятие - о чужбине и т. п.), 3) служивые, 4) беседные или компанейские (былины, баллады, жестокий романс, исторические песни не некрасовского цикла), 5) женские, 6) свадебные, 7) курагодные (хороводные), 8) крыловые (плясовые), 9) сердцебитные (шуточные), 10) причитания (похоронные, свадебные), 11) пригудки (колыбельные), 12) игровые, 13) считалки, 14) прибаутки-скороговорки, 15) смешные (пародии на духовные стишки), 16) духовные стишки, 17) уличные (сатира на провинившихся членов общины).


"Об Игнате"

Воспородился Игнат-сударь
Долгоруков приходит на Дон
Некрасов убивает Долгорукова
Смерть Булавина
Игнат расспрашивает о пути на Кубань
Как ушел, ушел Игнат-сударь
Степь-дороженька
Игнат призывает казаков к бою-подвигу
Приходили они к Игнату
Некрасовцы идут отвоевать Тихий Дон
Не покоряйтеся, казаки, царю русскому
Не соединяйтеся с турками
Царь жалеет об уходе Игната Некрасова
Уход некрасовцев с Кубани
Жалобы некрасовца
Слова Некрасова казакам - фрагмент

"Под Игната"

Вдоль по речке по реке
В чистом поле загоралась ковыль-травушка
Ищет себе перевозчика
Не горит дубровушка, только тлеет
Не сады стоят, да не зеленые
Не шуми, мать дубровушка
Ой, вы, горы мои, да всё Майносские
Ой да, за лесами, да за темными
Распроклятая Мадьевска земелька
Что по питерской да славной дорожке

Беседные

Вдоль по речушке вдоль по быстренькой
Взойди, солнышко (песня разинцев)
Ты молись богу, вор Панин

Причитания

Плач по сыну, оставшемуся в Турции

Разное

Молитва на тайную милость


ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Пошел немец на бахчу
Село с рассветом вышло из тумана
Я пущу стрелу


ПЕСНИ О НЕКРАСОВЕ И НЕКРАСОВЦАХ,
ЗАПИСАННЫЕ ВНЕ НЕКРАСОВСКОЙ СРЕДЫ



Фонд песен о Некрасове и некрасовцах начал складываться во время булавинского восстания (1707-1709) и сидения некрасовцев на Кубани (1708-1741), когда связи с русской средой - прежде всего, с Доном, - еще не были разорваны. После ухода некрасовцев в турецкие земли эта часть песенного наследия в России продолжала самостоятельно бытовать и развиваться. Были также созданы новые песни о мятежном атамане. Всего известно более 80 песен о Некрасове, собранных вне некрасовской среды: на Дону, в Оренбурге, на Урале, Тереке, в неказачьих районах - в Саратовской, Тульской губерниях. Среди них встречаются антинекрасовские версии: Некрасов там предстает "вором-изменником", спаивает "глупых малолеточек" и уводит на Кубань, крадет "царское знамя" и т. д. Антинекрасовские переработки восходят к тому же периоду, что и первоначальные положительные варианты - это "точка зрения" или "ответ" противников Некрасова, "домовитых" казаков.

Все песни сводятся к 10 сюжетам на 4 темы - т. е. всего существует 10 оригинальных песен, известных в разных вариантах. Большинство сюжетов связано с темой ухода на Кубань - моментом, когда Некрасов шагнул из донской истории в легенду. Большая часть вариантов не опубликована, поэтому поместить их не представляется возможным.


Некрасов убивает Долгорукова

1) Да, на заре то было, братцы, да, вот, на зорюшке

Уход на Кубань

2) Воскутился же, возмутился же да славный тихий Дон
3) Кто бы, кто бы нам сказал про батюшку тихий Дон
4) Ой, что не две тучи грозные соходилися
5) Ты кормилец, ты наш тихий Дон - нет текста
6) Ой да, как во поле, поле, ой да, широком - нет текста
7) Ой да, во издалека было во чистом поле
9) Сторона ль ты, да вот, моя прежняя

Выборы Некрасова в атаманы

8) Ой, за Кубанью было, да было за быстрою - нет текста

Иван Грозный расспрашивает Петра Первого о том, куда он дел Донское войско

10) Ой да, вот на вешний было да на праздничек


Подробнее см.: Тумилевич Ф. В. Неопубликованные песни об Игнате Некрасове // Народная устная поэзия Дона (Материалы научной конференции по народному творчеству донского казачества 18-23 октября 1961 г.). Ростов-на-Дону, 1963.


БИБЛИОГРАФИЯ


Тексты

Тумилевич Ф. В. Казаки-некрасовцы. "Дон", 1958, № 8 (2 песни).
Тумилевич Ф. В. Песни и сказки (фольклор казаков-некрасовцев о Великой Отечественной войне). Ростов-на-Дону, 1947 (18 песен).
Тумилевич Ф. В. Песни казаков-некрасовцев. Ростов-на-Дону, 1947 (179 песен) - на сайте выложены все песни "об Игнате" и "под Игната" (24) и 4 беседные песни разинского цикла.
Тумилевич Ф. В. Русские народные сказки казаков-некрасовцев. Ростов-на-Дону, 1958 (2 песни).
Тумилевич Ф. В. Сказки и предания казаков-некрасовцев. Ростов-на-Дону, 1961 (11 песен) - все песни выложены на сайте.
Тумилевич Ф. В. Фольклор казаков-некрасовцев. Краснодар, 1948 (25 песен - в основном перепечатки изданий 1947 г.).
Тумилевич Ф. В. Фольклор некрасовцев. Ростов-на-Дону, 1941 (сборник не вышел из печати, один корректурный оттиск хранится в Гос. библиотеке им. Ленина, 198 песен).
Тумилевич Ф. В. Хранители песен казаков-некрасовцев. "Дон", 1957, № 3 (11 песен).

Напевы

Сотников Т. И. Русские народные песни казаков-некрасовцев. М.-Л., Музгиз, 1950 (22 песни).

Теория

Листопадов А. М. Песни казаков-некрасовцев // Песни донских казаков, т. IV, М., Музгиз, 1953.
Народная устная поэзия Дона (Материалы научной конференции по народному творчеству донского казачества 18-23 октября 1961 г.). Ростов-на-Дону, 1963.
Сотников Т. И. О музыке песен некрасовцев, 1946 (не издано).


САЙТЫ

Архив Федора Тумилевича