Новикова
Анна Михайловна. Русская поэзия XVIII - первой половины XIX в. и народная песня:
Учеб. Пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 "Рус. яз.
и лит." - М.: Просвещение, 1982.
(Гл.1. Взаимоотношения русской поэзии и фольклора.
Гл.2. Пасторальная и анакреонтическая поэзия. Гл.3.
Сентиментальный романс. Гл.4. Русские
песни конца XVIII - начала XIX века. Гл.5. Русские
песни А. Ф. Мерзлякова. Гл. 6. Русские песни Н.
Цыганова. Гл.7. Поэзия А. В. Кольцова и песенная
лирика 20-40-х годов. Гл.8. Лирика А. С. Пушкина
и народная песня. Гл.9. Творчество М. Ю. Лермонтова
и народная песня. Приложение: Тексты песен).
Глава первая
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУССКОЙ ПОЭЗИИ И ФОЛЬКЛОРА
1
Наличие постоянных творческих связей между книжной и народной лирикой убедительно
показывает всю надуманность имевшихся в науке мнений об их обособленности и
резком разграничении. Несостоятельны были и представления о якобы коренной несовместимости
книжного и устного поэтического произведений, так как первое является личным
авторским творчеством, а второе - коллективным, народным. Между тем известно,
что творческий процесс создания всякого художественного произведения всегда
был личным, на что обратил внимание еще Белинский. "Разумеется, - писал он,
- всякое отдельное народное произведение было обязано своим началом одному лицу,
которое, с горя или с радости, вдруг запело его...". (1)
В конце XIX века с этой же точки зрения рассматривал творчество создателей устной
народной лирики А. Н. Пыпин. Высокохудожественное произведение, по его мнению,
мог создать только "личный поэт, особливо одаренный, владевший фантазией и богатством
языка, и только его песня в силу своих достоинств обобщалась, изменялась и тогда
уже становилась действительно народной". (2)
В советское время этот взгляд разделял академик Ю. М. Соколов. Указывая на условность
понятия анонимности в фольклоре, он писал: "Если речь идет о широкой популярности,
широком распространении того или другого произведения, будь то сказка, былина
или песня, если имя автора притом неизвестно, то следует ли отсюда, что автора
в действительности не было? Конечно, он был. Наоборот, не бывало никогда таких
произведений, которые бы никто не сочинил или которые сочинил бы "весь народ".
(3)
С этой точки зрения бытование в народе и авторского произведения, и произведения
устного народного творчества - одинаково, так как и то и другое во всех случаях
подвергалось сложному процессу его творческого усвоения, с той лишь разницей,
что безымянные авторы творили свои произведения в русле самих народных идейно-художественных
принципов. Литературные же произведения, созданные в иной поэтической традиции,
усваивались народом более сложным путем, как правило, выборочно, подчас с ощутимой
доработкой и "редактурой" авторского текста. Это был закономерный процесс появления
в народной лирике нового идейно-художественного пласта, который, пополнившись
переработанными авторскими песнями, а позднее и романсами, оказал дальнейшее
влияние на развитие народной песни, на преодоление ею традиционного стиля, сформировавшегося
в период феодальной эпохи.
Исследуя взаимоотношения книжной и народной лирики, нельзя забывать о сложности
характера их связей, которые были обусловлены спецификой развития литературы
и народного поэтического творчества в тот или иной период национальной истории.
Поэтому литературный вклад в народную лирику в тот или иной период мог быть
большим или меньшим, и отношение народа к песенному творчеству русских поэтов
могло быть тоже неодинаковым. Основным критерием фольклоризации авторских стихотворений
было их соответствие высоким принципам народной эстетики.
2
Творческое воздействие книжной поэзии XVIII века на народные песни было естественным
следствием их параллельного развития в исторических условиях России того времени.
Однако это не означало, что многообразие форм книжной лирики было равноценным
в своем влиянии на произведения народного творчества, выражавшего эстетические
и этические искания народа. Как показывают исследования, такие формы профессиональной
поэзии, как торжественные панегирики Петровской эпохи, затем надолго сменившие
их оды, не перешли в народ; не стали явлениями фольклора и такие разновидности
камерных жанров поэзии классицизма, как мадригалы, сонеты, эпиграммы, эпистолы,
эклоги, "надписи".
Народная лирика из поэзии XVIII века частично вобрала то, что совпадало с интересами
народа как по содержанию, так и по художественному стилю. Такими произведениями
были некоторые жанры пасторальной поэзии, сентиментальные романсы и так называемая
русская песня. В создании этих стихотворений и песен принимали участие не только
известные поэты, но и огромное количество поэтов-любителей как из дворянского
общества, так и из различных средних и низших слоев, в том числе мещанства и
купечества. О массовом характере таких произведений говорил в своем "Опыте исторического
словаря..." Н. И. Новиков. (4) Называя "писателями" многих поэтов-любителей
- сенаторов, актеров, офицеров, светских дам, чиновников и других, он указывал,
что каждый из них зачастую был автором только нескольких "песенок".
Многие песни, созданные любителями, песенными импровизаторами, несли на себе
такие черты несомненного поэтического дарования, как легкость стиха, напевность,
художественность и прочее. Такой "песенной чуткости" в ряде случаев не обнаруживалось
даже у крупных поэтов XVIII века. Это признал Державин, который в своем "Рассуждении
о лирической поэзии" писал о том, что "превосходный лирик должен иногда уступить
в сочинении песни ветреной веселонравной даме". (5)
Наряду с большим числом анонимных авторов в создании стихотворений песенного
содержания и стиля принимали участие все известные поэты, в том числе Ломоносов,
Сумароков, Державин, М. Попов, Богданович, Херасков, Нелединский-Мелецкйй, Дмитриев,
Николев и другие. Их общими усилиями был создан огромный массив книжной лирической
поэзии, о чем свидетельствуют многочисленные печатные и рукописные песенники,
где иногда помещались ноты отдельных произведений.
Далеко не все из созданного поэтами перешло в фольклор, и это было обусловлено
прежде всего тем, что народная лирика в конце XVIII века достигла наивысшего
расцвета. Для нее был характерен веками сложившийся поэтический стиль и язык,
ей был доступен огромный арсенал самобытной поэтики, устоявшиеся жанровые и
композиционные формы, с которыми соперничать массовой книжной лирике было непросто.
А книжная лирика XVIII века находилась еще в состоянии своего становления, разнородных
и разностильных поисков. Развиваясь преимущественно по собственным канонам,
нередко далеким от народного поэтического творчества, книжная лирика к тому
же в период господства классицизма перенесла на русскую почву многие жанры европейской
песенной поэзии. Это, конечно же, не могло не отделять друг от друга народную
и книжную поэзию.
Такова предыстория развития русской поэзии накануне вступления ее в новый век
- век XIX, когда процессы взаимовлияния и взаимосвязи книжной и народно-поэтической
традиции проявились особо зримо и плодотворно. Причем взаимодействие между народными
песнями и книжной лирикой отнюдь не повторяло предшествующий этап, когда книжная
поэзия XVIII века порой уходила в народную стихию. В начале XIX века поэты активнее
использовали в своем творчестве народную поэзию. Это определило качественное
обогащение русской поэзии вообще и творчество многих поэтов в частности, стихи
которых стали народными песнями. Так исторически изменилось соотношение между
народной и книжной лирикой на пути перехода русской поэзии на позиции реализма,
что окончательно было подтверждено творчеством А. С. Пушкина.
Этому коренному перелому в истории развития русской литературы несомненно способствовали
события начала XIX века и прежде всего Отечественная война 1812 года и восстание
декабристов.
Национальный триумф, пережитый всей Россией в 1812 году, блистательные победы
русского оружия, освободившего от нашествия Наполеона не только Россию, но и
народы Европы, выдвинули в качестве первоочередного вопрос о необходимости развития
русской литературы на народно-национальной основе. В центре внимания ведущих
писателей России оказались проблемы их отношения к истории народа, к его языку
и поэзии, к народной этике и эстетике. Это повлекло за собой обостренные дискуссии
по многим вопросам, касавшимся прежде всего жизни народа, тяжкого бремени крепостничества,
дальнейшего политического устройства России. Иными словами, в недрах общественной
и литературной жизни того времени вызревали идеи декабризма, которые явились
программой первого этапа освободительного движения в России.
Эпоха декабризма качественно повлияла на сам характер развития русской литературы,
придала ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия, которые
нашли наиболее яркое выражение в произведениях писателей-декабристов и Пушкина.
Именно связь с освободительным движением определила в творчестве великого русского
поэта новый метод исследования и воспроизведения действительности, получивший
впоследствии название критического реализма, одного из основных методов в русской
литературе XIX века. И это естественно, ибо идеи борьбы с крепостничеством в
условиях последекабрьской реакции стали еще более насущными, острыми, нашли
свое продолжение и развитие в творчестве передовых русских писателей - Лермонтова,
Гоголя, Герцена, Некрасова, Тургенева и других. В их творчестве передовая русская
литература XIX века все более обретала характер национальной исторической содержательности
и высокой идейности, что обнаруживал и выявлял в ней великий русский критик
В. Г. Белинский.
Создание Пушкиным русского литературного языка способствовало не только дальнейшему
расцвету русской культуры, но и признанию ее во всем мире. Прогрессивные черты,
характерные для русской литературы в целом, выражались и в различных жанрах
лирики. Обращение к национальной народной жизни предопределило и новые взаимоотношения
творчества поэтов с миром народной песни.
Реализм как художественный метод нашел свое дальнейшее развитие в творчестве
виднейших русских поэтов прошлого столетия. Их поэзия окончательно преодолела
отжившие эстетические нормы и, опираясь на опыт Пушкина, приобрела черты реализма,
что создало предпосылки для более сильного воздействия творчества поэтов на
всю культуру русского народного песенного искусства.
В допушкинскую эпоху лирические произведения, особенно произведения "малых"
камерных жанров, создавались преимущественно на личные темы, и среди них важное
место занимали темы любовных переживаний (в творчестве Сумарокова, Карамзина,
Жуковского, представителей "легкой поэзии", поэтов-песенников особенно преобладали
мотивы любви). Это была лирика для узкого круга читателей, главным образом из
дворянской среды.
Пушкин решительно ломает эту традицию и становится собирателем и исследователем
народных песен с целью познания "мысли народной". Этому пушкинскому принципу
следовали и поэты-декабристы. Опираясь на традиции народной поэзии, они создавали
агитационные песни, используя их в пропаганде общественно-политических идей.
Появление песен такого рода коренным образом изменяет природу художественного
исследования жизни, придает песке общественные функции. Они перестают быть только
средством бытового развлечения в дворянской среде и становятся важнейшим орудием
общественной революционной пропаганды, обращенной не только к передовому дворянству
и демократической интеллигенции, но и к простому народу. Новизна и разнообразие
тематики, демократические и вольнолюбивые мотивы в русской лирике, реалистическое
изображение в ней жизни, человеческих переживаний вызвали и в народных массах
активный и живой интерес к песенному творчеству поэтов, открыли народу новый
поэтический мир, обогативший его идейно и художественно.
Поэзия Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Огарева, Некрасова, и особенно те их произведения,
героем которых был народ, духовно воздействовала на народно-песенный репертуар
и стимулировала собственное поэтическое творчество народных масс.
Как и во всей русской литературе начала XIX века, в поэзии ощущается стремление
художников стать ближе к реальной правде жизни. Поэтому условное "пейзанское"
использование народной, поэзии, типичное для пасторальной песенно-сентиментальной
лирики, все больше заменялось сознательным интересом многих поэтов к народной
жизни и подлинно народным песням: их содержанию, поэтическому языку и художественной
образности. Так все более реализуется связь между книжной и народной поэзией,
следующим этапом которой становится курс на дальнейшее развитие и качественное
улучшение жанра "русских песен".
Примитивные и наивные формы внешнего подражания народным песням, типичные приемы
использования их в конце XVIII - начале XIX века - подражание "голосам" и ритмам
народных песен, заимствование из них первых строчек, строф - уступают место
свободной творческой работе поэтов над народно-поэтическими источниками. Книжные
русские песни первой половины XIX столетия в сущности становятся оригинальными
произведениями. И если некоторые поэты все еще отдавали дань традициям сентиментальной
лирики, то стихотворения Пушкина, Кольцова и Лермонтова при всей своей близости
к песенно-поэтическим источникам были самобытны и неповторимы.
Вслед за Пушкиным и поэтами его времени русская поэзия все активнее, творчески
осваивала народную песенную лирику во всем ее жанровом многообразии. Так уже
в первой четверти XIX века в русскую поэзию вошли картины жизни самых разных
социальных слоев общества. В песнях передавались характерные черты той или иной
среды, мотивы труда и быта, красота и гнев души и воли народа. Вместе с Пушкиным
многие поэты этого времени обращались не только к любовным народным песням,
но и к песням солдатским, ямщицким, разбойничьим и другим. Некоторые же авторские
песни посвящались темам народных обрядов, праздников и гуляний. Авторские вариации
жанров народной поэзии были самыми многочисленными и разнообразными.
Расширение тематики сделало жанр русской песни богаче и по содержанию и по его
художественному воплощению. Поэтизация различных сторон жизни народа придавала
современной лирике характер реалистического произведения. Порвав с художественной
практикой литературного "пейзанства" в прошлом, русская поэзия 20-40-х годов
сумела сделать большой шаг вперед, начав новый этап реалистического изображения
народной жизни. Результатом этого продвижения вперед стала большая популярность
в народе книжной поэзии. И есть все основания сказать, что исторической заслугой
русских поэтов явилось их активное воздействие на социальное и эстетическое
сознание народа. Об отношениях между книжной и народной поэзией, о неизбежности
взаимодействия творчества поэтов и народной песни писал Герцен, указывая, что
в XIX веке "народная поэзия вырастает из песен Кирши Данилова в Пушкина...".
(6)
Распространению книжной поэзии в народе в те годы способствовали дешевые песенники
и лубочные листы, издававшиеся для самого широкого круга читателей. Все это
было связано с ростом городов, промышленности и торговли и вызывало к жизни
новые формы пропаганды песенной поэзии: в народ стали проникать стихи, положенные
на музыку известными композиторами. В городе и деревне книжная поэзия исполнялась
профессиональными музыкантами, артистами, певцами и хорами крепостных театров.
3
Изучение стихотворений поэтов, произведений, ставших народными песнями, показывает,
что потребность в них в первую половину XIX века действительно существовала.
Нельзя согласиться с мнением, бытовавшим в кружке братьев Киреевских, согласно
которому утверждалась неприемлемость народом книжной лирики. Если признать их
принцип противопоставления "чисто народных" старинных песен и попавших в народ
"романсов", то нельзя будет объяснить, каким образом и почему русское крестьянство
и рабочие еще крепостных предприятий жадно тянулись к песенным новинкам фольклорно-городского
и литературного происхождения. И жизнь опровергла утверждение такого противопоставления,
доказала народный характер многих лирических произведений, распространявшихся
как подлинно фольклорные.
Интерес широкого читателя к стихотворениям, созданным на основе народных песен
в 20-40-х годах, был вполне закономерен. Тематика и поэтика народных песен были
близки массовому читателю, воспитанному на традициях фольклора. Многие стихотворения
книжной поэзии, тематически основанные поэтами на песнях любовных, разбойничьих,
тюремных, солдатских, ямщицких и других, вызывали интерес и в крепостной деревне,
где они в виде новых песен получали долгую жизнь и имели самое широкое распространение.
Именно из книжной поэзии перешли в народ думы Рылеева "Иван Сусанин" и "Смерть
Ермака", которые так созвучны по своему содержанию циклам народных песен о любимых
исторических героях, и стихотворения на "тюремные" и "разбойничьи" темы - "Узник"
Пушкина "Что затуманилась, зоренька ясная" А. Ф. Вельтмана, "Похороны разбойника"
Ф. Б. Миллера, а также произведения на "ямщицкие" темы - "Сквозь волнистые туманы"
Пушкина, "Вот мчится тройка удалая" Ф. И. Глинки и другие.
В это свидетельствовало о повышенном интересе народных масс к новым поэтическим
явлениям современности. В самом народе к его традиционным песням в это время
уже прибавлялись и рабочие песни, и песни, создававшиеся как бытовые "романсы"
среди городских социальных низов.
Наряду с распространявшимися тогда по всей России "возмутительными стихами",
подпольное хождение имели и сатирические тексты, которые, благодаря их песенной
форме, могли бы легко и быстро войти в народные массы. Мечтая о возможном воздействии
этих произведений на "народный ум", поэты-декабристы К. Рылеев и А. Бестужев
свои агитационные песни создавали в народном стиле, ориентируясь на тематику,
поэтический язык и мелодию народных песен. Многие подпольные стихи и песни декабристов
доходили до солдатских и матросских масс и проникали в народ. Но массового распространения
декабристские песни не получили, потому что, как писал В. И. Ленин: "Масса солдат,
состоявшая тогда еще из крепостных крестьян, держалась пассивно" (7), да и сами
декабристы были "страшно далеки" от народа. (8) Народным массам в те годы были
ближе собственные сатирические песни, солдатские стихи и песни о Разине и Пугачеве,
в которых они могли выразить и выражали свой протест против социальной несправедливости
и гнета царизма. Но этот протест еще не носил конкретного характера, не обеспечен
был сознательной борьбой масс, а потому и не нашел своего художественного воплощения
в песенной лирике народа. Освобождение народа от бесправия станет реальностью
лишь в конце XIX века, когда наступит, по словам В. И. Ленина, период исторического
"движения самих масс". (9) С этого момента начнется новый этап взаимоотношений
устного поэтического творчества и книжной литературы России.
(1) Белинский В. Г. Полн. собр. соч. в 13-ти т. М., 1953-1959, т. V, с. 331.
(2) Пыпин А. Н. Народная поэзия в ее историко-литературных отношениях. - Вестник
Европы, 1896, № 5, ч. II, с. 243-244.
(3) Соколов Ю. М. Природа фольклора и проблемы фольклористики. - Литературный
критик, 1934, №12, с. 125.
(4) См.: Новиков Н. И. Опт исторического словаря о российских писателях. - В
кн.: Новиков Н. И. Избр. соч. М., 1954, с. 277-370.
(5) Державин Г. Р. Полн. собр. соч./Под ред. Я. К. Грота. СПб., 1872, т. VII,
с. 610.
(6) Герцен А. И. Полн. собр. соч. в 30-ти т. М., 1954-1965, т. 5, с. 24.
(7) Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 318.
(8) Там же, т. 21, с. 261.
(9) Там же.